РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ

Светлана Юрьевна Власова родилась в 1966 году в городе Новосибирске. В 1986 году окончила Новосибирское музыкальное училище по специальности «теория музыки» (диплом с отличием), в 1995 году – теоретико-композиторский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (диплом с отличием). Специализация во время учебы в консерватории – этномузыкология. Научные руководители – доцент И.Б.Теплова, профессор А.М. Мехнецов.

С середины 80-х годов занимается научно-исследовательской, методической и творческой деятельностью, является активным участником современного фольклорного движения России.
С 1995 по 2009 год являлась ведущим научным сотрудником отдела музыкального фольклора Государственного центра русского фольклора (ГРЦРФ), готовила к изданию музыкально-этнографические материалы, писала статьи, производила систематизацию и описание аудио- и видео- коллекций, принимала участие в международных и российских конференциях.
В 2011 году стала старшим научным сотрудником Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных, а с 2012 года работает старшим преподавателем кафедры музыкально-прикладного искусства историко-теоретико-композиторского факультета (ИТК), ведет занятия по фольклорному ансамблю и дисциплинам, связанным с экспедиционной и исполнительской практикой студентов.

 «География» музыкально-этнографических экспедиций С.Ю.Власовой охватывает значительное количество областей России (Брянскую, Псковскую, Новгородскую, Тверскую, Вологодскую, Новосибирскую, Курганскую, Рязанскую, Владимирскую, Белгородскую, Курскую, Волгоградскую), а также сопредельные территории Украины (Сумскую, Харьковскую области). В настоящее время занимается полевыми исследованиями музыкально-фольклорных традиций южной и западной России.

Научно-практическую (исполнительскую, позднее — хормейстерскую) деятельность начала в 1984 году в ансамбле сибирской песни Новосибирского ОНМЦ под руководством В.В. Асанова – композитора, фольклориста, члена Союза композиторов России, вице-президента Российского фольклорного союза. Затем более пятнадцати лет была участницей московского ансамбля «Народный праздник», одного из первых коллективов, получивших широкое признание за рубежом и утвердивших в современной России приоритет фольклорно-этнографического направления в работе с аутентичными музыкальными материалами.

С.Ю. Власова принимала участие в различных научных и творческих проектах за рубежом. В их числе:

— научно-творческая лаборатория и международная конференция «Polyphonies populaires russes» (Франция);

— международные фестивали фольклорной и современной музыки в Париже, на острове Корсика (Франция), во Фрибурге (Швейцария), в Сан-Франциско и музее «Форт-Росс» (США), в Люблине и Варшаве (Польша), в Риге (Латвия);

— научно-практические конференции по вопросам современного фольклорного исполнительства, организованные музыкальным фондом «Muzyka Kresow» (Польша).

На протяжении пятнадцати лет С.Ю. Власова сотрудничает с различными творческими организациями Польши, занимающимися разработкой и внедрением методик практического освоения традиционной музыкальной культуры народов Европы – Fundacja «Muzyka Kresów» (Фонд «Музыка Кресов»), Stowarzyszenie «Panorama Kultur» (Ассоциация «Панорама культур»),  Ośrodek Międzykulturowych Inicjatyw Twórczych «Rozdroża» (Центр межкультурных творческих инициатив «Rozdroża»), Fundacja «Wszystkie Mazurki Świata» (Фонд «Все мазурки света»). С.Ю. Власова организует и проводит семинары-практикумы в рамках крупных международных проектов, учрежденных этими польскими организациями – например, занятия в Międzynarodowa Letnia Szkoła Muzyki Tradycyjnej (Международной летней школе традиционной музыки),  мастер-классы в рамках творческой программы Фестиваля российских фильмов «Спутник над Польшей». Имеет благодарности от руководства представительства Россотрудничества в Польше.

В России мастер-классы и семинары проводились С.Ю. Власовой в Вологде, Барнауле, Казани, Перми, Екатеринбурге, Омске, Москве.

Организационная и экспертная деятельность С.Ю.Власовой связана с участием в подготовке и проведении Всероссийского научно-практического форума «Живая традиция» в Москве, а также с работой в составе жюри Московского открытого фестиваля детско-юношеских и молодежных фольклорных коллективов «Солнцеворот» и Областного фестиваля детских фольклорных коллективов «Наследники традиций» в Вологде (2013).

В настоящее время С.Ю. Власова является художественным руководителем фольклорного ансамбля РАМ им. Гнесиных, а также ансамбля русской традиционной музыки «Ромода». 

Ансамбль «Ромода» – профессиональный коллектив актуального для современной России фольклорно-этнографического направления, открывающего подлинную этническую традицию на новом историческом рубеже. Ансамбль не раз становился лауреатом музыкальных фольклорных фестивалей в России (Москве, Вологде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске) и за рубежом (в странах Балтии, Польше, Германии).

Участниками фольклорного ансамбля РАМ им. Гнесиных являются студенты и аспиранты специализации «этномузыкология» ИТК факультета. Со времени своего основания – 2012 год – ансамбль неоднократно становился дипломантом и лауреатом международных фольклорных форумов в России и за рубежом:  фестиваля-смотра фольклорных коллективов высших и средних специальных учебных заведений «Вселиственный венок» в Санкт-Петербурге (в номинации «Мастерство аутентичного исполнения народной музыки»), фестиваля «Старейшие песни Европы» в городе Люблине (в номинации «Современное исполнение аутентичной музыки»), фестиваля памяти профессора А.В. Рудневой  в Москве (диплом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), фестиваля этнокультур в  Минске (диплом Белорусской академии музыки).

Публикации:

  1. Традиционная культура Муромского края. Под ред. А.С. Каргина. Т. 1 – 2. М., 2008. Т.2. Раздел «Музыкальный фольклор». М., 2008. Стр.7 – 383.
  2. Принципы освоения вокального стиля локальной традиции. Тезисы доклада на международной конференции “Wspołczesne problemy śpiewu tradycyjnego” («Общие проблемы традиционного пения»). Люблин, “Fundacja Muzyka Kresow”, июль 2003 года. Стр. 36-38.
  3. Традиционное пение: музыкальная логика и вокальная техника. Вестник Российского фольклорного союза. № 4, 2003. стр. 17-23; № 1, 2004. Стр. 26-50.
  4. Традиционное пение и его адаптивные возможности. Научный альманах «Традиционная культура». № 3, 2004. Стр. 72-83.
  5. Солнцеворот. «Вестник Российского фольклорного союза». № 2, 2008. Стр. 42-53.
  6. Этнокультурный компонент в современном школьном образовании. \Фольклор и молодежь: приобщение детей и молодежи к традициям национальной культуры. Сб. научных статей. Сост. С.Р. Кулева. Вологда, 2011. Стр. 71 – 85.
  7. Русские колыбельные стабильной структуры. \«Вопросы этномузыкологии», № 1, 2012, стр. 55 – 70.

Дискография:

  1. Поют молодежные фольклорные ансамбли Москвы. Ансамбль «Народный праздник», песни Южной России. Москва, фирма «Мелодия», 1988 год.
  2. Polyphonies populaires russes. Ensembl Pesen Zemli (Ce CD accompangne le livre). Sous la direction de Simha Arom & Christian Meyer. Collection Rencontres a Royaumont. 1993 Fabrique en France. Звуковое CD-приложение к сборнику докладов на Международной научной конференции «Народная русская полифония». Франция, Руйамон, 1993.
  3. «Живая традиция». Всероссийский научно-практический форум. DVD-диск Российского фольклорного союза. Москва, 2006.