ТРЕБОВАНИЯ по ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

БАКАЛАВРИАТ

Творческое испытание
(расшифровка и исполнение народной песни)

а) расшифровать по фонограмме в процессе самостоятельной работы за магнитофоном/компьютером народную песню в сольном или дуэтном аутентичном исполнении: выполнить нотную запись пяти строф напева с подтекстовкой и полностью записать поэтический текст с сохранением диалектных особенностей его произнесения;

б) грамотно оформить расшифровку: с соблюдением правил вокальной группировки, тактировки, обозначением особенностей интонирования.
Примерный уровень сложности – песни № 9 «Коло саду Ванька ходит», №14 «Ой зелена-зелена да в поли трава» в исполнении О.В. Трушиной с пластинки «Песни Смоленского Поднепровья».
Время выполнения — 4 академических часа.

в) исполнение двух народных песен (или одной песни и одного инструментального наигрыша на народном инструменте), заранее подготовленные по собственному выбору; беседа о содержательных и структурных характеристиках этих произведений.

ВНИМАНИЕ! При проведении прослушивания экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.


Профессиональное испытание
(теория музыки)

а) двухголосный диктант в форме периода (8–10 тактов), содержащий хроматизмы и отклонения в тональности диатонического родства;

б) определение на слух: аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешением, V9 в основном виде) от звука и в тональности; гармоническую последовательность с модуляцией в тональность диатонического родства;

в) спеть с листа одноголосную мелодию из оригинальной литературы, включающую альтерации, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах;

г) гармонический и структурный анализ музыкального произведения средней трудности. Например: П. Чайковский – пьесы из цикла «Времена года»; Сонаты для фортепиано Л. Бетховена: ор.2 № 1, 2 (ч.3); «Песни без слов» Ф. Мендельсона: №1,4,9.


Собеседование

Абитуриент должен продемонстрировать:
а) знания основных сборников народных песен, умение ориентироваться в жанровой системе музыкального фольклора, его региональной специфики и особенностях народного музыкального языка, иметь представление о народном инструментарии, продемонстрировать понимание научной проблематики, изложенной в рудах предлагаемого списка литературы. На собеседовании выявляется эрудиция поступающего в вопросах значения фольклора в творчестве композиторов, сохранение и использование в современной
художественной практике традиций народной музыкальной культуры;

б) знания основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы, биографий и важнейших данных о жизни и творчестве композиторов; основных художественных направлений в литературе и различных видах искусства, произведений их крупнейших представителей.

Требования к общеобразовательным вступительным испытаниям  53.03.06 Этномузыкология (бакалавриат)

МАГИСТРАТУРА

Профессиональное испытание

Испытание проводится в форме обсуждения представленной абитуриентом письменной работы (реферата) объемом до одного авторского листа (40 000 знаков, включая пробелы). Реферат должен содержать обоснование темы планируемого исследования, анализ существующей научной литературы по теме, описание материала, на котором будет базироваться научная работа, тезисный план исследования и фрагмент аналитического текста, который отражает имеющийся научный задел абитуриента. К реферату должны прилагаться нотировки не менее 20 фольклорных музыкальных образцов, выполненные автором. Абитуриент должен продемонстрировать аналитические способности, потенциал к научно-исследовательской работе, знание основной библиографии и методологии исследований по избранной теме, умение аргументировать свою позицию.

Собеседование

Собеседование проводится по вопросам теории и истории этномузыкологии. Абитуриент должен продемонстрировать практическое владение методиками структурно-типологического анализа традиционных музыкальных текстов — различных их компонентов: ритмической и ладово-мелодической организации, многоголосного строения.

Выявляется общий культурный уровень абитуриента, его знания в области музыкального искусства.

При отсутствии у абитуриента первого уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет) профильной направленности в области музыкального искусства комиссией выявляются в устной форме знания поступающего в области теории музыки, сольфеджио, гармонии, а также уровень владения музыкальным инструментом.

Требования к общеобразовательным вступительным испытаниям  53.04.06 Этномузыкология (магистратура)

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Бакалавриат

Расписание экзаменов Результаты

Магистратура

Расписание экзаменов Результаты