РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ЗАМЕТКИ

Три взгляда на «Встречи в стиле ЭТНО»

         Третий год подряд в Российской академии музыки имени Гнесиных устраиваются «Встречи в стиле ЭТНО». Каждая встреча этого цикла становится, без преувеличения, событием столичной музыкальной жизни. Не явился исключением и очередной концерт, состоявшийся 30 октября 2018 г. Вечер был посвящён фольклору одного села, что представляло собой исключительную редкость. Программу составили песни села Завгороднее Балаклейского района Харьковской области, хорошо известного знатокам и любителям аутентичной музыки. Его репертуар, включающий самые разные фольклорные жанры, поражает своей обширностью, а музыкальная традиция неизменно удивляет всех, кто с ней знакомится.

Знакомили же зрителей с ней в этот вечер студенты отделения хорового народного пения музыкального училища имени Гнесиных (руководитель – Ю.Л. Колесник), ансамбль этномузыкологов гнесинской академии музыки и московский ансамбль традиционной русской песни «Ромода» (руководитель – С.Ю. Власова). Для всех них музыка Завгороднего –  не столько путь в прошлое, сколько знак настоящего, происходящего здесь и сейчас благодаря их творческим усилиям. Особый смысл концерту придало участие в качестве ведущей этномузыковеда Е.А. Дороховой, впервые побывавшей в русских сёлах Слободской Украины в конце 1970-х годов и открывшей миру музыкально-фольклорную традицию Завгороднего. Своими впечатлениями от соприкосновения с ней поделились Владислава Власова, Дарья Кинякина и Ангелина Дудикова, первокурсницы РАМ им. Гнесиных (профиль «Музыкальная журналистика»).

*     *     *

Это то чувство, которое возникает, когда занимаешься изучением классической музыки, любишь её и ценишь, знаешь почти всех композиторов, понимаешь их музыкальный язык, идеи произведений, но при этом не ведаешь русских песенных истоков. А ведь музыка начиналась с голоса. И люди пели с давних времён, и хорошо пели, по-особенному. Но мы летим вперёд, сметая все традиции со своего пути. И хорошо, когда есть люди, которые по осколкам бережно собирают старинные русские обычаи и песни, вдыхают в них жизнь и бережно хранят их, передавая потомкам как реликвию.

Одной из таких реликвий стали песни русского села Завгороднее Балаклейского района Харьковской области, прозвучавшие на концерте «Дорога торная». В первой части вечера каждый принимавший в нём участие коллектив исполнил – в строгом соответствии с традицией Завгороднего – в составе небольших ансамблей по одной-две песни, словно вводя неопытного слушателя в курс дела, осторожно приоткрывая дверцу в новый музыкальный мир. И было удивительно слышать новую, неакадемическую манеру пения, необычный диалект, странные гармонии. То и дело в голове всплывал вопрос: «А точно ли это старинная русская песня?» Красочности картине добавляли народные костюмы исполнителей. Причём, наряды артистов ансамбля «Ромода» полностью воспроизводили традиционные одежды села Завгороднее, сочетающие в себе русские и украинские черты.

Следующая часть программы была посвящена местной традиционной свадьбе, точнее – центральному эпизоду этого необъятного действа, состоящего из множества компонентов. Прощание невесты со своей роднёй и сборы в дорогу жениха – всё это показало обряд сразу с двух сторон. Причет в ожидании гостей в доме невесты, плач, который в какой-то момент зазвучал даже в духе музыки XX века..! И величальные песни в доме жениха, приобретающего отныне новый почётный статус женатого мужчины. Исполнителям в условиях концертного зала удалось воссоздать картину настоящего свадебного ритуала, и зрителям верилось в происходящее!

Помимо песен, они услышали также сказку «Беззаботный монастырь», записанную в своё время от жителя села Мачулина Демьяна Григорьевича, 1896-го года рождения. И снова уже знакомый говор, да и сказка забавная, с поучительным смыслом, в духе русских народных сказок, которые мы все читали в детстве.

Особое внимание было уделено мужской песенной традиции. Ведь именно мужчины считались в Завгороднем лучшими исполнителями протяжных песен. Представленные в заключительной части концерта песни были сгруппированы вокруг рекрутского обряда и объединены военной тематикой. Щемящие душу гармонии, ставшая уже привычной за полтора часа манера пения и не всегда понятные слова не делали эту музыку странной. Теперь просто хотелось её слушать, ощущать. В каком-то смысле всё действие напоминало медитацию за счёт повторяющихся мотивов, которые настраивали на определённую эмоциональную волну.

Как результат, концерт получился насыщенным и запоминающимся. Ведь далеко не каждый день мы имеем возможность наблюдать старинную свадьбу и проводы в армию! Яркая, расцвеченная традиция Завгороднего, ни с чем не сравнимая культура протяжных песен удивила и влюбила в себя всех присутствующих в зале. Встреча с ней буквально объединила всех – и зрителей, и артистов – общим состоянием. После неё в душе ещё долго оставалась радость и чувство причастности к этому празднику народной музыки.

Владислава Власова

*     *     *

     Первая мысль, которая приходит в голову, когда речь заходит о фольклоре и народной музыке, – что это, прежде всего, традиции – основа культуры всех народов. Традиции и объединяют людей, и бережно хранят былое.

Меня всегда удивляли народные песни. Загадкой для меня была их невероятная сила, способная загипнотизировать любого человека: ты начинаешь хотеть петь вместе с их исполнителями, хотя никогда раньше этого не доводилось пробовать. А всё, наверное, потому, что в аутентичной музыке преобладают настоящие, искренние эмоции, и от этого она и обретает магическую силу. В ней сохраняется та простота и красота, которые всегда будут импонировать и привлекать внимание.

Фольклор в живом исполнении я, к сожалению, слышала нечасто, в основном всё ограничивалось прослушиванием фонограмм на лекциях по народному творчеству в колледже и аудиозаписей на интернет-просторах. Прикоснуться к нему, услышать его вживую мне удалось недавно на концерте «Дорога торная» (из цикла «Встречи в стиле ЭТНО», который прошел 30 октября в концертном зале гнесинской академии). Его программа знакомила зрителей с искусством жителей села Завгороднее Харьковской области. Я бы могла подумать, что они сами приехали к нам, если бы мне не сказали, что на сцене будут выступать профессиональные исполнители (учащиеся музыкального училища и Российской академии музыки  имени Гнесиных, а также московский ансамбль «Ромода»). Потому что та отдача, тот посыл, с которым они обращались к зрителям, поражали. Их эмоции были безгранично правдивы. Чего стоил, например, свадебный ритуал! В нём была и торжественность, наполнявшая собой обрядовые действия и песни, и отчаяние, проступавшее сквозь плач невесты. А пляска? Этот бурный всплеск энергии! Или, скажем, рекрутская сцена с мужскими протяжными песнями. Зарисовка проводов в армию – с беседами, разгульем (конечно, не таким, как на свадьбе) и прощанием – получилась такой же реалистичной, как и картина свадебного обряда.

Фольклорная музыка рядом, она доступна, она ждет своих слушателей. И находит их благодаря «Встречам в стиле ЭТНО».

Дарья Кинякина

*     *     *

   Концерт «Дорога торная» был посвящён искусству жителей одного из русских сёл Слободской Украины. Ведущая – Е.А. Дорохова, этномузыколог и первооткрыватель традиции Завгороднего (или Верёвкина, как его раньше называли), рассказала собравшимся в зале об истории села и собирания фольклорных материалов, а также об особенностях исполнения местных песен и их жанровых разновидностях.

На протяжении вечера перед зрителем предстал многообъёмный мир русской деревни, воссозданный исполнителями. Его музыкальным оформлением стали календарно-обрядовые песни и протяжные лирические, песни свадебного и рекрутского обрядов.

Самым запоминающимся стал свадебный ритуал (наверное, со мной согласились бы многие из присутствовавших), который больше походил на театральное представление, чем на концертный номер. На сцене были показаны этапы, без которых было бы невозможно представить свадьбу, – прощальная вечерина, приезд жениха с роднёй за невестой, выкуп, и, наконец, гулянье. Наиболее интересной и сложной для исполнения, на мой взгляд, была сцена с плачем невесты, где на фоне пения подруг она «голосила», прощаясь со своей девичьей жизнью. Сложность заключалась в ритмическом несовпадении, автономии её сольных реплик и ансамблевой партии.

Украшением вечера стала сказка, которую собирателям когда-то поведал один из старейших жителей села. В исполнении Ивана Леонова она воспроизводила манеру и особенности речи рассказчика из Завгороднего.

Концерт укрепил в мысли, что надо быть (как бы парадоксально это ни звучало)  знатоком, профессионалом, чтобы исполнять народную музыку – с её особой мелодикой и специфическими интонациями, с характерными для каждой местности (и Завгороднее – не исключение) своими особенностями.

Огромная работа, проделанная организаторами и участниками вечера, впечатлила. Много лет фольклористы собирали материал. Немало времени посвятили подготовке к выступлению и артисты. Благодаря их совместным усилиям – людей, искренне любящих своё дело, и получился этот концерт, подаривший зрителям не только незабываемые эмоции, но и новые темы для размышлений.

Какое место занимает фольклорная музыка в современном мире? Каково её значение? Кому она может быть интересна? Эти и другие вопросы появляются после посещения подобных концертов, и, возможно, не только у меня. Рассуждать на эти темы и искать ответы на такие вопросы можно долго. Вокруг академической музыки постоянно ведутся споры – это искусство для всех или нет? По отношению к музыкальному фольклору эти вопросы, наверное, неуместны. Очевидно, что он для всех. Любовь к такой музыке и ее понимание, мне кажется, есть в душе у каждого. Это народное искусство, в котором отражается жизнь народа, его история. И его значение невероятно огромно, ведь оно представляет, прежде всего, культурную и историческую ценность. Уверена, что фольклорная музыка в XXI веке должна быть!

Ангелина Дудикова