РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ЗАМЕТКИ

Хвалили Христа, плясали под гармонь и выдавали девку замуж

       26 марта в концертном зале Академии состоялся очередной концерт из цикла «Встречи в стиле ЭТНО». Выступал Фольклорно-этнографический ансамбль РАМ им. Гнесиных (руководитель – С.Ю. Власова).

  Каждая из «Встреч в стиле ЭТНО» ― особенное событие. И эта – не исключение. На сцене ― необычные исполнители: участники ансамбля не просто певцы, они ― начинающие этномузыкологи. Программа тоже весьма непривычна: не просто список номеров, но две дипломные работы (по одной на отделение) выпускниц  Академии – Ульяны Гуреевой и Марии Савиновой.

В зале гаснет свет. На сцене ― две большие скамьи. Артисты ансамбля ― все в праздничных народных костюмах ― рассаживаются и начинают песню.  Это самая что ни на есть живая, настоящая русская песня, далеко не похожая на то, что сегодня «ушло в массы»: нет беззаботно-попсовых интонаций, нет заезженных эстрадных гармоний и уж тем более ― никаких микрофонов, ритм-секций на фонограмме и весёлых притопов на каблуках. В этой музыке ― забытый жителями городов, но оставшийся где-то в подкорке сознания огромный исторический пласт жизни на селе, со всеми тяготами и драмой, с  радостями и совершенно чистым счастьем.

Первое отделение ― «Сокровенная музыка Сукромли» ― посвящено фольклору одного из смоленских сёл. Бόльшая часть номеров ― лирические песни; с ними чередуются веснянки и плясовые, женские и мужские ансамбли ― со смешанными. Все песни и танцы накрепко связаны с важнейшими событиями сельской общины и каждого жителя села: проводами зимы, закликанием весны, сенокосом, жатвой, свадьбой…

Очень удивил один из образцов поздней лирики – «Потеряла я колечко»: в нём угадывается интонационный первоисточник песни военной поры «На поле танки грохотали». При этом он (первоисточник) намного сложнее и богаче советской песни: за несколькими знакомыми мотивами следует степенное развертывание мелодии с прихотливым ритмом, изящными интонациями и огромной внутренней энергией.  

     Второе отделение, посвящённое фольклору деревни Пчелиновка Воронежской области, было выстроено необычно ― артисты здесь пели и говорили от лица пчелиновцев: каждая группа песен предварялась рассказом о деревенской жизни.

Пока ансамбль усаживался на скамью, на авансцену вышла одна из артисток (Мария Савинова) и начала повествование: “За столом пели больше таких, протяжных песен, потому что жизненные они. А жизнь, она очень тяжёлая”. И вновь звучала протяжная песня о тяжёлой судьбе, нелёгкой доле и несчастливом замужестве.

Кульминация концерта ― реконструкция свадебного обряда. Перед зрителями предстали разные этапы сложного многоступенчатого действа. Сперва ― сцена, где невеста в окружении подруг просит у родителя благословения на счастливую семейную жизнь, и где звучит коллективное свадебное причитание «Ох, и благослови-ка меня, родный батюшка». Другой плач отметил проводы невесты из родного дома в чужую семью.

По приезде в дом жениха совершается ещё один обряд. Невеста, накрытая плотным красным платком, неподвижно сидит в центре сцены. К ней подходит одна из девушек и приподнимает платок то с одной стороны, то с другой, с каждым разом все выше и выше, пока наконец полностью не откроет лицо. Сопровождавшая обряд песня подруг как бы вводит в транс: мелодия её постоянно возвращается к одному и тому же звуку. 

Последний фрагмент свадьбы ― застолье. На смену монотонным плачам приходят залихватские величальные песни с пожеланиями и молодым и гостям здоровья, богатства и счастливой жизни. Так проходит самый важный ритуал в жизни человека на селе.

После свадебного фольклора прозвучал тропарь Пасхи в народном распеве: не так, как поют в церкви, но на свой, особый манер. В разных местностях народные распевы канонических текстов могли отличаться, и весьма показательны в этом смысле  прозвучавшие на концерте два разных распева пасхального тропаря: в первом отделении сукромлянский, во втором ― пчелиновский.

Завершился концерт на радостной ноте. Последние два номера ― знаменитые пчелиновские припевки «под язык» («Тириришник») и весенняя лирическая песня «Уж ты вёснушка-весна» ― подтвердили тесную связь человека и природы,  отражение в искусстве восприятия весны как радостного и благодатного времени.

Сергей Августовский