ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ГНЕСИНСКАЯ ШКОЛА ФОЛЬКЛОРИСТОВ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(фрагменты статьи 2006 года)

М.А. Енговатова

…. Материалы (первых) экспедиций … так оперативно публиковались, что даже сейчас, когда осуществлять публикации стало гораздо легче, это вызывает изумление. Так, уже в 1958 году (год основания в Институте им. Гнесиных Кабинета народной музыки) были изданы материалы владимирской экспедиции, проходившей в том же году²,  а вскоре, после поездок в Красноярский край, вышли в свет солидные академические сборники народных песен, записанных студентами ГМПИ им. Гнесиных и МГДОЛК им. П. И. Чайковского³,  а затем и сборник песен Кировской области⁴. Все они подытожили работу гнесинских фольклористов в конце 50 — начале 60-х годов прошлого века. Публикации способствовали популяризации материалов в научной и исполнительской среде.

… С начала 90-х годов….
Формы финансовой поддержки науки в это время принципиально изменяются: появляются фонды, субсидирующие научные проекты на конкурсной экспертной основе. Последнее неожиданно позитивно сказалось на деятельности гнесинских фольклористов, перешедших на формы работы по проектам РГНФ (Российского Гуманитарного Научного Фонда), РФФИ (Российского Фонда Фундаментальных исследований) и позже Министерства культуры РФ. …

…. прежде всего необходимо отметить «Смоленский музыкально-этнографический сборник», три тома которого опубликованы¹¹, а четвертый — «Свадебный обряд: ритуал и музыка» — в работе коллектива. Этим объемным музыкальным «Сборником» открывается принципиально новый для фольклористики тип публикаций, цель которого — представить традицию как сложное системное явление в полном корпусе его форм. Такой тип публикации предполагает охват всей региональной системы музыкальных жанров, выявление всех структурных типов напевов в соотнесении их с функцией. Обязательным является и воссоздание этнографического контекста в интерпретации носителей традиции. Все перечисленное позволяет выявить семантическую и функциональную нагрузку музыкально-этнографических текстов и представить музыкальную традицию как неотъемлемую часть народной духовной культуры. Осуществление публикаций такого рода возможно лишь при соблюдении определенных принципов собирательской деятельности, а также серьезной предварительной работы по анализу и систематизации музыкально-поэтического и этнографического материала, осуществленному по разработанной методике.

В дальнейшем планируется подготовка тома по смоленским играм и хороводам, а также тома, посвященного инструментальной традиции Смоленщины. Станет смоленская серия единственной или ее традиции будут продолжены гнесинскими этномузыкологами покажет будущее.
Фонограммархив Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных содержит несколько представительных региональных коллекций, являющихся результатом 25-летей работы коллектива, среди которых научного осмысления и публикации в первую очередь требуют брянские и мезенские материалы.

… Интерес коллектива к ареалогической проблематике нашел отражение в проекте «Опыт восточнославянского этномузыкологического Атласа», выполненном также по линии РГНФ¹².

В последние годы вышли в свет работы представителей гнесинской школы, имеющие итоговый характер. Это монографии Б. Б. Ефименковой¹⁴ и О. А. Пашиной¹⁵, два учебника по народному музыкальному творчеству для вузов¹⁶, сборник статей и материалов Е. В. Гиппиуса, созданный к его юбилею¹⁷.

==================
² Сборник песен. Русские народные песни Владимирской области / Ред.-сост. В. И. Харьков. Владимир, 1958.

³ Русские народные песни Красноярского края / Общ. ред. С. В. Аксюка. М.. 1959-62. Вып. 1-2. (Первые экспедиции гнесинских студентов были осуществлены еще до создания Кабинета народной музыки совместно со студентами Московской консерватории в 1956-57 гг.)

Мохирев ИА., Харьков В.И., Браз С.Л. Народные песни Кировской области. М., 1966.

¹¹ 1-й том: «Календарные обряды и песни». Отв. ред. О. А. Пашина. М.,  Индрик, 2003.
    2-й том:  «Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи». Отв. ред. О. А. Пашина, М. А.     Енговатова. М.,. Индрик, 2003.

   3-й том: «Сезонно-приуроченные лирические песни». Отв. ред. М. А.   Енговатова, И. А. Никитина. М., Музыка.2005.

¹² Этой теме посвящен также сборник; Картографирование и ареальные исследования в фольклористике/Сост. О.А. Пашина. Труды РАМ им. Гнесиных, 1999. Вып.154

¹⁴ Б. Ефименкова. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М., 2001.

¹⁵ О. Пашина. Календарно-обрядовый цикл у восточных славян. М., 1998.

¹⁶ Народное музыкальное творчество. /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб., 2005

А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. Народное музыкальное творчество. М., 2005

¹⁷ Материалы и статьи к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса./Ред.-сост. Е.А. Дорохова, О.А. Пашина. М., 2003