Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 16 (1) вып., 2020

Содержание пятнадцатого выпуска
(2020 № 1)

Точка зрения

Лариса Белогурова. Календарные песенные традиции восточных славян: к проблеме типологии

Маргарита Енговатова. Лирика мужской тематики в закамской традиции

Studium analytica

Анастасия Шепелева. Масленичные песни левобережных традиций среднего Подесенья: специфика реализации основного ритмического типа

Инесса Никитина. Исполнительские интерпретации лирических песенных сюжетов на русской Мезени: к вопросу соотношения поэтического текста и напева

Плачевая культура

Инга Королькова. «Нетипичные» напевы причитаний в новгородских традициях

Евгения Резниченко. О ранних записях групповой причети Кандалакшского берега Белого моря

Вера Швецова. О ритмической организации поэтических текстов и напевов севернокарельских свадебных причитаний

Русский эпос

Елена Якубовская. Типологические особенности эпических напевов и творческий процесс сказителя (на материале пудожских «новин»)

Татьяна Калужникова. Кантовый след в духовных стихах уральских старообрядцев

Музыкант — инструмент — традиция

Олег Гордиенко. Брянская пастушеская труба в описании пастуха И. Е. Погарцева

Олег Гордиенко. Брянская двухпыжовая дудка

Гулджахон Юссуфи. Изменение конструкции каннеля и его приспособление к жанрам эстонской народной музыки

Музыкальная культура славянского мира

Екатерина Чернова. Православные песнопения в этномузыкальном ландшафте белорусско-польского пограничья

Светлана Жиганова. Особенности обрядового фольклора в музыкально-этнографической традиции Темрюкского района Краснодарского края

Елена Шишкина. Проблемы типологии переселенческих традиций России

Аннотации

Белогурова Л. М.

Календарные песенные традиции восточных славян: к проблеме типологии

Изложенная автором концепция предлагает изменить общепринятую точку зрения на русский календарно-песенный фольклор как вторичный по отношению к белорусско-украинской календарной культуре. Новые материалы, опубликованные на рубеже XX–XXI веков, позволяют по-новому оценить их этнокультурную специфику, увидеть своеобразие жанровой системы и музыкальной организации русских календарных песен.

Ключевые слова:

Русский фольклор, календарные песни, этнокультурная специфика

Енговатова М. А.

Лирика мужской тематики в закамской традиции

Начиная со второй половины XIX века в отечественной филологии утвердилось разделение лирических песен на «мужские» и «женские». В прошлом веке эта концепция получила развитие в ряде этномузыкологических работ. Но действительно ли «мужские» песни обладают особым поэтическим и музыкальным стилем, отличающим их от женской лирики? В попытке ответить на этот вопрос автор обращается к анализу лирических песен русского Закамья.

Ключевые слова:

Русские лирические песни, мужские и женские песни, Закамье

Шепелева А. Е.

Масленичные песни левобережных традиций среднего Подесенья: специфика реализации основного ритмического типа

На юго-востоке Брянской области и в северной зоне Сумской масленичные песни — один из самых развитых и массовых календарных жанров. Внимание автора сосредоточено на напевах основного для русской масленичной традиции ритмического типа. В исследуемой зоне они довольно часто реализуются в формах, существенно отклоняющихся от базовой ритмической модели. Систематизации таких структур и посвящена статья.

Ключевые слова:

Масленичные песни, музыкальная ритмика, систематизация ритмических форм

Никитина И. А.

Исполнительские интерпретации лирических песенных сюжетов на русской Мезени: к вопросу соотношения поэтического текста и напева

Статья посвящена проблеме взаимосвязей поэтического текста и напева в жанре лирической песни. Объектом исследования является севернорусская традиция протяжных песен бассейна Мезени (Архангельская область). Структурно-типологический анализ их напевов показывает вариативность музыкальной реализации одного поэтического сюжета в рамках локальной песенной традиции. Версии этих напевов могут различаться как ладово-мелодическими, так ритмическими параметрами. Устойчивая локализация вариантов музыкальных текстов позволяет установить внутреннюю структуру традиции, а также ее внешние связи в масштабах севернорусского региона.

Ключевые слова:

Музыкальный фольклор Русского Севера, лирические песни, поэтический сюжет, исполнительская интерпретация

Королькова И. В.

«Нетипичные» напевы причитаний в новгородских традициях

Внимание автора привлекают плачевые напевы центральной и южной зон Новгородской области, выпадающие из основного круга образцов этого жанра в местной традиции. Автор считает, что существование таких «нетипичных» напевов может быть вызвано рядом причин. Среди них — былое многообразие причетных форм, утраченное к моменту фиксации традиции, взаимодействие нескольких историко-культурных комплексов. Но, вероятно, имеет значение и фигура самого исполнителя, его творческая личность.

Ключевые слова:

Народная музыкальная культура новгородского региона, плачевые напевы, нетипичные формы

Резниченко Е. Б.

О ранних записях групповой причети Кандалакшского берега Белого моря

В центре статьи — типологическая атрибуция нотной транскрипции группового плача, записанного в 1901 г. в деревне Федосеево на Кандалакшском берегу Белого моря в ходе знаменитой экспедиции в Поморье. В то время как сама фонограмма оказалась утраченной, расшифровка, выполненная одним из авторов записи — А. Л. Масловым, сохранилась для истории. Для разрешения многих загадок, связанных с этим документом, автор привлекает собственные материалы, собранные в Кандалакше летом 1981 г.

Ключевые слова:

Западное Поморье, групповая причеть, типологическая атрибуция напева, сравнительный анализ

Швецова В. А.

О ритмической организации поэтических текстов и напевов севернокарельских свадебных причитаний

В статье рассматривается специфика организации поэтических текстов севернокарельских свадебных плачей. Вне связи с напевом ритмика причетных текстов является самостоятельным способом структурирования поэтической ткани с помощью разного рода звуковых повторов. Анализируются также особенности ритмизации поэтического текста в пении при его координации с плачевым напевом.

Ключевые слова:

Северная Карелия, свадебные причитания, народные поэтические тексты, ритмическая организация

Якубовская Е. И.

Типологические особенности эпических напевов и творческий процесс сказителя (на материале пудожских «новин»)

Обращение к неопубликованным звукозаписям так называемых новин, созданных известными сказителями Пудожья в советское время, открывает уникальную возможность прикоснуться к тайнам их творческого процесса. Анализ напетых ими образцов показывает, что создатели новин мыслили в рамках эпической традиции и не были пассивным материалом в руках фольклористов от официальной науки.

Ключевые слова:

эпос, старины, новины, Пудож, Русский Север

Калужникова Т. И.

Кантовый след в духовных стихах уральских старообрядцев

Духовные стихи — один из значимых жанров музыкальной традиции уральских кержаков-староверов, активно бытующий до настоящего времени. Предметом исследования в настоящей статье является необычный образец стиха, в котором фрагменты духовного содержания объединены со светским кантом. Это стало для автора поводом исследовать влияние барочных музыкально-поэтических жанров на формирование культурных традиций старообрядчества.

Ключевые слова:

Старообрядцы Урала, духовные стихи, канты

Гордиенко О. В.

Брянская пастушеская труба в описании пастуха И. Е. Погарцева

Публикация содержит первичную этноорганологическую информацию о малоизученном инструменте русских пастухов — длинной деревянной трубе. Особую ценность в ней представляют сведения о строении сигналов, исполняемых на этом инструменте.

Ключевые слова:

Пастушеская труба, сигнальные наигрыши, Брянский регион

Гордиенко О. В.

Брянская двухпыжовая дудка

В статье описывается малоизученная разновидность русской народной блокфлейты — брянская двухпыжовая сезонная дудка. Нотозапись исполняемой на ней музыки, содержащаяся в данной статье, публикуется в фольклористической литературе впервые.

Ключевые слова:

Русские народные инструменты, народная блокфлейта, Брянский регион

Юссуфи Г.

Изменение конструкции каннеля и его приспособление к жанрам эстонской народной музыки

Каннель — один из популярнейших народных музыкальных инструментов эстонцев. В статье речь идет о разновидностях каннеля, которые получили распространение среди народных музыкантов, проживающих как в Эстонии, так и за ее пределами. Приводятся сведения о конструкции инструментов, их настройке, технике игры, репертуаре.

Ключевые слова:

Эстонская народная музыка, каннель, разновидности инструмента

Чернова Е. А.

Православные песнопения в этномузыкальном ландшафте белорусско-польского пограничья

Православные песнопения прочно закреплены в традиционной культуре сельских жителей Подляшья. Они устойчиво функционируют в календарно-земледельческом цикле и семейно-родовых обрядах. Корпус таких музыкально-поэтических текстов содержит как варианты целого ряда богослужебных песнопений, так и многочисленные псальмы разнообразной тематики. В сложной ситуации полиэтничного состава населения и взаимодействия разных христианских конфессий этот слой музыкальной культуры выступает важным фактором этнической идентификации польских белорусов.

Ключевые слова:

Подляшье, православные песнопения, этническая идентификация

Жиганова С. А.

Особенности обрядового фольклора в музыкально-этнографической традиции Темрюкского района Краснодарского края

Восточнославянское освоение Кубани в конце XVIII века началось с заселения казаками территории современного Темрюкского района. Его музыкальные традиции представляют одну из версий народной культуры, которая характерна для черноморского субрегиона Кубани. В данной статье рассматриваются образцы обрядового пения, доминирующими формами которого являются зимне-святочные поздравительные композиции и свадебные песни и припевки.

Ключевые слова:

Музыкальный фольклор кубанских казаков, традиционная свадьба, зимние обряды

Шишкина Е. М.

Проблемы типологии переселенческих традиций России

В центре данной работы — проблема типологии русских фольклорно-музыкальных традиций, сформировавшихся в поздний исторический период. Она рассматривается сквозь призму свадебного музыкально-обрядового фольклора. Критический анализ современных исследований по теме дополняется собственными разработками автора, выполненными на материале русских сел Нижнего Поволжья (Астраханская область).

Ключевые слова:

Нижнее Поволжье, русские традиции вторичного формирования, свадебный фольклор

Авторы

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой этномузыкологии, ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Гордиенко Олег Васильевич

член Союза композиторов России (Москва)

oleg.gordiyenko@yandex.ru

Енговатова Маргарита Анатольевна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкологии, руководитель Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

maengo@yandex.ru

Жиганова Светлана Александровна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры сольного и хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры, главный научный сотрудник НИЦ традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

svet1ana2008@mail.ru

Калужникова Татьяна Ивановна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург)

tkalugnikova@mail.ru

Королькова Инга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

inga-korolkova@yandex.ru

Никитина Инесса Александровна

старший преподаватель кафедры этномузыкологии, ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

nikins@mail.ru

Резниченко Евгения Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)

reznichenkoe@yandex.ru

Чернова Екатерина Алексеевна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси (Минск)

chernova-katia@mail.ru

Швецова Вера Анатольевна

старший преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова

verash73@mail.ru

Шепелева Анастасия Евгеньевна

магистрант историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных по профилю «Этномузыкология», ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса (Москва)

proshepeleva@mail.ru

Шишкина Елена Михайловна

доктор искусствоведения, доцент, специалист Астраханского научно-методического центра народной культуры

shishkina.helena@yandex.ru

Юссуфи Гулджахон

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки Вильяндской академии культуры Тартуского университета (Эстония)

jussufi@mail.ru

Якубовская Елена Ивановна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Фонограммархива Отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)

elena_yakub@mail.ru