
Содержание пятнадцатого выпуска
(2020 № 1)
Точка зрения
Лариса Белогурова. Календарные песенные традиции восточных славян: к проблеме типологии
Маргарита Енговатова. Лирика мужской тематики в закамской традиции
Studium analytica
Анастасия Шепелева. Масленичные песни левобережных традиций среднего Подесенья: специфика реализации основного ритмического типа
Инесса Никитина. Исполнительские интерпретации лирических песенных сюжетов на русской Мезени: к вопросу соотношения поэтического текста и напева
Плачевая культура
Инга Королькова. «Нетипичные» напевы причитаний в новгородских традициях
Евгения Резниченко. О ранних записях групповой причети Кандалакшского берега Белого моря
Вера Швецова. О ритмической организации поэтических текстов и напевов севернокарельских свадебных причитаний
Русский эпос
Елена Якубовская. Типологические особенности эпических напевов и творческий процесс сказителя (на материале пудожских «новин»)
Татьяна Калужникова. Кантовый след в духовных стихах уральских старообрядцев
Музыкант — инструмент — традиция
Олег Гордиенко. Брянская пастушеская труба в описании пастуха И. Е. Погарцева
Олег Гордиенко. Брянская двухпыжовая дудка
Гулджахон Юссуфи. Изменение конструкции каннеля и его приспособление к жанрам эстонской народной музыки
Музыкальная культура славянского мира
Екатерина Чернова. Православные песнопения в этномузыкальном ландшафте белорусско-польского пограничья
Светлана Жиганова. Особенности обрядового фольклора в музыкально-этнографической традиции Темрюкского района Краснодарского края
Елена Шишкина. Проблемы типологии переселенческих традиций России
Аннотации
Белогурова Л. М.
Календарные песенные традиции восточных славян: к проблеме типологии
Изложенная автором концепция предлагает изменить общепринятую точку зрения на русский календарно-песенный фольклор как вторичный по отношению к белорусско-украинской календарной культуре. Новые материалы, опубликованные на рубеже XX–XXI веков, позволяют по-новому оценить их этнокультурную специфику, увидеть своеобразие жанровой системы и музыкальной организации русских календарных песен.
Ключевые слова:
Русский фольклор, календарные песни, этнокультурная специфика
Енговатова М. А.
Лирика мужской тематики в закамской традиции
Начиная со второй половины XIX века в отечественной филологии утвердилось разделение лирических песен на «мужские» и «женские». В прошлом веке эта концепция получила развитие в ряде этномузыкологических работ. Но действительно ли «мужские» песни обладают особым поэтическим и музыкальным стилем, отличающим их от женской лирики? В попытке ответить на этот вопрос автор обращается к анализу лирических песен русского Закамья.
Ключевые слова:
Русские лирические песни, мужские и женские песни, Закамье
Шепелева А. Е.
Масленичные песни левобережных традиций среднего Подесенья: специфика реализации основного ритмического типа
На юго-востоке Брянской области и в северной зоне Сумской масленичные песни — один из самых развитых и массовых календарных жанров. Внимание автора сосредоточено на напевах основного для русской масленичной традиции ритмического типа. В исследуемой зоне они довольно часто реализуются в формах, существенно отклоняющихся от базовой ритмической модели. Систематизации таких структур и посвящена статья.
Ключевые слова:
Масленичные песни, музыкальная ритмика, систематизация ритмических форм
Никитина И. А.
Исполнительские интерпретации лирических песенных сюжетов на русской Мезени: к вопросу соотношения поэтического текста и напева
Статья посвящена проблеме взаимосвязей поэтического текста и напева в жанре лирической песни. Объектом исследования является севернорусская традиция протяжных песен бассейна Мезени (Архангельская область). Структурно-типологический анализ их напевов показывает вариативность музыкальной реализации одного поэтического сюжета в рамках локальной песенной традиции. Версии этих напевов могут различаться как ладово-мелодическими, так ритмическими параметрами. Устойчивая локализация вариантов музыкальных текстов позволяет установить внутреннюю структуру традиции, а также ее внешние связи в масштабах севернорусского региона.
Ключевые слова:
Музыкальный фольклор Русского Севера, лирические песни, поэтический сюжет, исполнительская интерпретация
Королькова И. В.
«Нетипичные» напевы причитаний в новгородских традициях
Внимание автора привлекают плачевые напевы центральной и южной зон Новгородской области, выпадающие из основного круга образцов этого жанра в местной традиции. Автор считает, что существование таких «нетипичных» напевов может быть вызвано рядом причин. Среди них — былое многообразие причетных форм, утраченное к моменту фиксации традиции, взаимодействие нескольких историко-культурных комплексов. Но, вероятно, имеет значение и фигура самого исполнителя, его творческая личность.
Ключевые слова:
Народная музыкальная культура новгородского региона, плачевые напевы, нетипичные формы
Резниченко Е. Б.
О ранних записях групповой причети Кандалакшского берега Белого моря
В центре статьи — типологическая атрибуция нотной транскрипции группового плача, записанного в 1901 г. в деревне Федосеево на Кандалакшском берегу Белого моря в ходе знаменитой экспедиции в Поморье. В то время как сама фонограмма оказалась утраченной, расшифровка, выполненная одним из авторов записи — А. Л. Масловым, сохранилась для истории. Для разрешения многих загадок, связанных с этим документом, автор привлекает собственные материалы, собранные в Кандалакше летом 1981 г.
Ключевые слова:
Западное Поморье, групповая причеть, типологическая атрибуция напева, сравнительный анализ
Швецова В. А.
О ритмической организации поэтических текстов и напевов севернокарельских свадебных причитаний
В статье рассматривается специфика организации поэтических текстов севернокарельских свадебных плачей. Вне связи с напевом ритмика причетных текстов является самостоятельным способом структурирования поэтической ткани с помощью разного рода звуковых повторов. Анализируются также особенности ритмизации поэтического текста в пении при его координации с плачевым напевом.
Ключевые слова:
Северная Карелия, свадебные причитания, народные поэтические тексты, ритмическая организация
Якубовская Е. И.
Типологические особенности эпических напевов и творческий процесс сказителя (на материале пудожских «новин»)
Обращение к неопубликованным звукозаписям так называемых новин, созданных известными сказителями Пудожья в советское время, открывает уникальную возможность прикоснуться к тайнам их творческого процесса. Анализ напетых ими образцов показывает, что создатели новин мыслили в рамках эпической традиции и не были пассивным материалом в руках фольклористов от официальной науки.
Ключевые слова:
эпос, старины, новины, Пудож, Русский Север
Калужникова Т. И.
Кантовый след в духовных стихах уральских старообрядцев
Духовные стихи — один из значимых жанров музыкальной традиции уральских кержаков-староверов, активно бытующий до настоящего времени. Предметом исследования в настоящей статье является необычный образец стиха, в котором фрагменты духовного содержания объединены со светским кантом. Это стало для автора поводом исследовать влияние барочных музыкально-поэтических жанров на формирование культурных традиций старообрядчества.
Ключевые слова:
Старообрядцы Урала, духовные стихи, канты
Гордиенко О. В.
Брянская пастушеская труба в описании пастуха И. Е. Погарцева
Публикация содержит первичную этноорганологическую информацию о малоизученном инструменте русских пастухов — длинной деревянной трубе. Особую ценность в ней представляют сведения о строении сигналов, исполняемых на этом инструменте.
Ключевые слова:
Пастушеская труба, сигнальные наигрыши, Брянский регион
Гордиенко О. В.
Брянская двухпыжовая дудка
В статье описывается малоизученная разновидность русской народной блокфлейты — брянская двухпыжовая сезонная дудка. Нотозапись исполняемой на ней музыки, содержащаяся в данной статье, публикуется в фольклористической литературе впервые.
Ключевые слова:
Русские народные инструменты, народная блокфлейта, Брянский регион
Юссуфи Г.
Изменение конструкции каннеля и его приспособление к жанрам эстонской народной музыки
Каннель — один из популярнейших народных музыкальных инструментов эстонцев. В статье речь идет о разновидностях каннеля, которые получили распространение среди народных музыкантов, проживающих как в Эстонии, так и за ее пределами. Приводятся сведения о конструкции инструментов, их настройке, технике игры, репертуаре.
Ключевые слова:
Эстонская народная музыка, каннель, разновидности инструмента
Чернова Е. А.
Православные песнопения в этномузыкальном ландшафте белорусско-польского пограничья
Православные песнопения прочно закреплены в традиционной культуре сельских жителей Подляшья. Они устойчиво функционируют в календарно-земледельческом цикле и семейно-родовых обрядах. Корпус таких музыкально-поэтических текстов содержит как варианты целого ряда богослужебных песнопений, так и многочисленные псальмы разнообразной тематики. В сложной ситуации полиэтничного состава населения и взаимодействия разных христианских конфессий этот слой музыкальной культуры выступает важным фактором этнической идентификации польских белорусов.
Ключевые слова:
Подляшье, православные песнопения, этническая идентификация
Жиганова С. А.
Особенности обрядового фольклора в музыкально-этнографической традиции Темрюкского района Краснодарского края
Восточнославянское освоение Кубани в конце XVIII века началось с заселения казаками территории современного Темрюкского района. Его музыкальные традиции представляют одну из версий народной культуры, которая характерна для черноморского субрегиона Кубани. В данной статье рассматриваются образцы обрядового пения, доминирующими формами которого являются зимне-святочные поздравительные композиции и свадебные песни и припевки.
Ключевые слова:
Музыкальный фольклор кубанских казаков, традиционная свадьба, зимние обряды
Шишкина Е. М.
Проблемы типологии переселенческих традиций России
В центре данной работы — проблема типологии русских фольклорно-музыкальных традиций, сформировавшихся в поздний исторический период. Она рассматривается сквозь призму свадебного музыкально-обрядового фольклора. Критический анализ современных исследований по теме дополняется собственными разработками автора, выполненными на материале русских сел Нижнего Поволжья (Астраханская область).
Ключевые слова:
Нижнее Поволжье, русские традиции вторичного формирования, свадебный фольклор
Авторы
Белогурова Лариса Михайловна
кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой этномузыкологии, ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Гордиенко Олег Васильевич
член Союза композиторов России (Москва)
Енговатова Маргарита Анатольевна
кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкологии, руководитель Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Жиганова Светлана Александровна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры сольного и хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры, главный научный сотрудник НИЦ традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»
Калужникова Татьяна Ивановна
доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург)
Королькова Инга Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Никитина Инесса Александровна
старший преподаватель кафедры этномузыкологии, ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Резниченко Евгения Борисовна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)
Чернова Екатерина Алексеевна
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси (Минск)
Швецова Вера Анатольевна
старший преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова
Шепелева Анастасия Евгеньевна
магистрант историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных по профилю «Этномузыкология», ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса (Москва)
Шишкина Елена Михайловна
доктор искусствоведения, доцент, специалист Астраханского научно-методического центра народной культуры
Юссуфи Гулджахон
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки Вильяндской академии культуры Тартуского университета (Эстония)
Якубовская Елена Ивановна
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Фонограммархива Отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)