Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 15 (2) вып., 2016

Содержание пятнадцатого выпуска
(2016 № 2)

Юбилейные страницы

К юбилею Т. И. Калужниковой

Лариса Белогурова. Свой путь

Татьяна Калужникова. Миф как структурно-семантическая основа сочинений Маргариты Кесаревой

Научное наследие

Валентина Никешичева, Лариса Белогурова. К 80-летию «Интонационных элементов русской частушки»

Музыкальная культура славянского мира

Ирина Клименко. Украинские и белорусские обрядовые мелоареалы как ядро славяно-балтского раннетрадиционного массива

Родна Величковска. Обрядовое пение в день святого Георгия в Македонии

Русский свадебный фольклор

Маргарита Енговатова. Закамские свадебные песни равносегментного ритма: структура и семантика

Песенные традиции народов Сибири

Ольга Новикова. Песни баргузинских бурят: современное состояние традиции


Аннотации

Калужникова Т. И.

Миф как структурно-семантическая основа сочинений Маргариты Кесаревой

Маргарита Александровна Кесарева — самобытный российский композитор, представитель «новой фольклорной волны». Основным источником творчества композитора является поэзия уральских заговоров и заклинаний. В произведениях Кесаревой автор статьи выявляет словесно-музыкальные комплексы, выполняющие роль сквозных мифологических мотивов. С их помощью в творчестве Кесаревой создается целостный универсум, организованный по мифопоэтическим законам.

Ключевые слова:

композиторы Урала, Маргарита Кесарева, заговоры и заклинания, миф, семантика музыкальных произведений

Белогурова Л. М., Никешичева В. Д.

К 80-летию «Интонационных элементов русской частушки»

Статья посвящена 80-летию выхода в свет статьи Евгения Владимировича Гиппиуса «Интонационные элементы русской частушки» — первого этномузыкологического исследования, посвященного этому жанру. Основные положения работы хорошо известны специалистам, но некоторые продуктивные идеи ее автора до сих пор остаются вне поля зрения читателей.

Ключевые слова:

Евгений Гиппиус, частушка, история русской музыкальной фольклористики

Клименко И. В.

Украинские и белорусские обрядовые мелоареалы как ядро славяно-балтского раннетрадиционного массива

Обрядовый фольклор группы соседних этносов славяно-балтского ареала (украинцев, белорусов, поляков, русских, литовцев), представленный развитыми циклами песен земледельческого круга и ритуала общинного оформления брака, рассматривается в ареалогическом ключе. 10 обзорных карт иллюстрируют общность принципов песенной морфологии в серии полиэтнических ареалов, объединяющих огромное пространство, для которого автором предложено определение «славяно-балтский раннетрадиционный меломассив».

Ключевые слова:

славянские и балтские этносы, обрядовые мелодии, типология, ареалы, мелогеография

Величковска Р.

Обрядовое пение в день святого Георгия в Македонии

Календарные обряды, приуроченные ко дню святого Георгия, составляют важную часть традиционной культуры македонцев. Этот праздник выполняет пограничную функцию, разделяя зимнее и летнее полугодия. В статье обобщен богатый этнографический материал, в котором воплощаются основные мифологические концепты ритуала. Работа иллюстрирована музыкально-поэтическими образцами юрьевских песен из разных регионов Македонии.

Ключевые слова:

народная культура Македонии, день святого Георгия, юрьевские обряды и песни

Енговатова М. А.

Закамские свадебные песни равносегментного ритма: структура и семантика

Предметом интереса автора являются зафиксированные в Закамье свадебные песни определенного ритмического строения — равномерно сегментированные с трехвременными сегментами. В ритуале данные напевы выделены не только своими структурными характеристиками, но и условиями исполнения, а именно — связью с определенными обрядовыми ситуациями.

Ключевые слова:

Закамье, свадебные песни, равномерно сегментированные напевы, семантика фольклорных текстов

Новикова О. В.

Песни баргузинских бурят: современное состояние традиции

Песенная традиция баргузинских бурят в настоящее время представлена преимущественно лирическими песнями. С исчезновением эпоса и угасанием ряда других жанров она приняла на себя роль этнического маркера этой этнолокальной группы. В песнях баргузинских бурят можно наблюдать как черты метропольной верхоленской песенной культуры, так и связи с восточнобурятской традицией.

Ключевые слова:

Бурятия, бурятский музыкальный фольклор, песенные жанры, дуун


Авторы

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства, ведущий специалист Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Величковска Родна

доктор этномузыкологии, профессор Института фольклора им. Марко Цепенкова (Скопье, Македония)

rodnavel@yahoo.com

Енговатова Маргарита Анатольевна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, руководитель Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

maengo@yandex.ru

Калужникова Татьяна Ивановна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург)

tkalugnikova@mail.ru

Клименко Ирина Витальевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории украинской музыки и музыкальной фольклористики, руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории этномузыкологии Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского (Киев)

klymenko_iryna@ukr.net

Никешичева Валентина Дмитриевна

студентка историко-теоретико-композиторского факультета по профилю «Этномузыкология» Российской академии музыки им. Гнесиных, научный руководитель — Белогурова Лариса Михайловна (Москва)

narodnitsa@mail.ru

Новикова Ольга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

novikova_o_v@mail.ru