Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 12 (3) вып., 2015

Содержание двенадцатого выпуска
(2015 № 3)

Памяти Т. В. Краснопольской

Памяти Тамары Всеволодовны Краснопольской

Тамара Краснопольская. Этномузыковедение Карелии: на путях к региональным исследованиям

География музыкальной культуры

Ирина Клименко. Феномен свадебного макротипа со стихом 5+5+7 в пятиязычном славяно-балтском пространстве

Этнокультурные пограничья

Елена Тюрикова. Фольклорная культура Донбасса как фактор идентификации региона

Галина Христова. Этномузыкальный ландшафт Корочанского района Белгородской области

Studium analytica

Лариса Белогурова, Агата Смирнова. Лирические песни горных мари: искусство транспозиции

Русская лирическая песня

Валентина Чайкина. Приуроченная лирика Лузы как стилевое ядро местной фольклорной традиции

Михаил Матлин. Локально приуроченные песни в фольклорном пространстве Ульяновского Поволжья


Аннотации

Краснопольская Т. В.

Этномузыковедение Карелии: на путях к региональным исследованиям

Одна из последних работ Тамары Всеволодовны Краснопольской, ушедшей из жизни в июле 1915 г. В ней автор подводит итоги изучения этномузыкологами Петрозаводска народных музыкальных традиций на обширном пространстве северо-запада России — от Прибалтики и Псковско-Новгородских земель до Приуралья. В тесном сотрудничестве с историками, этнографами, филологами складывалась концепция регионального членения территории с полиэтничным населением. Одна из главных исследовательских проблем — финно-славянские этнокультурные взаимовязи, выявление финно-угорской основы музыкальных традиций.

Ключевые слова:

Карелия, северо-запад России, этнокультурные ареалы, финно-славянские взаимосвязи

Клименко И. А.

Феномен свадебного макротипа со стихом 5+5+7 в пятиязычном славяно-балтском пространстве

Предмет исследования автора — свадебные мелодии со стихом 5+5+7. Данный песенный тип имеет беспрецедентно большой для обрядовых мелоформ ареал распространения — он известен украинцам, белорусам, полякам, русским и литовцам. Исследовательская база насчитывает около 1200 песенных образцов, что позволяет проследить структурные изменения типа в контексте ранее установленных автором макромасштабных ритмостилистичеких зон.

Ключевые слова:

мелогеография, ритмическая типология, макроареалы, свадебные песни, стиховая модель 5+5+7

Тюрикова Е. В.

Фольклорная культура Донбасса как фактор идентификации региона

В статье характеризуется этнокультурная специфика Донбасского региона, главная особенность которого — поздний период формирования оседлого населения и продолжительные (с XVI по ХХ век) миграционные процессы. В фольклорной культуре Донбасса наблюдается смешение традиций, различных по своим этническим, региональным и хронологическим качествам. Статья основана на экспедиционных материалах, зафиксированных автором в течение последних двадцати лет в Донецкой области и на смежных украинских территориях.

Ключевые слова:

Донбасс, Донецкая область, русские, украинцы, этническая идентификация, взаимодействие фольклорных традиций

Христова Г. П.

Этномузыкальный ландшафт Корочанского района Белгородской области

На территории Корочанского района, расположенного в центре Белгородской области, выявляются несколько этнокультурных субареалов. Лоскутность местного этномузыкального ландшафта объясняется особенностями исторического освоения этой территории и составом населения, формировавшегося из разных групп русского этноса и украинских переселенцев XVII века. В работе анализируются черты общности и различий корочанских этномузыкальных традиций.

Ключевые слова:

Корочанский район, Белгородская область, русские, украинцы, структурная типология, распространение песенных форм

Белогурова Л. М., Смирнова А. Н.

Лирические песни горных мари: искусство транспозиции

Предметом исследования в статье служат лирические песни горных мари — одного из финно-угорских народов Поволжья. Акустической основой традиционных горномарийских напевов являются звукоряды ангемитонной пентатоники, что объединяет данную традицию с музыкальной культурой многих других коренных народов Поволжья. Структурный анализ звуковысотной организации горномарийских лирических песен выявил особое значение транспозиции, которая является основным средством развития мелодического материала.

Ключевые слова:

Поволжье, горные мари, лирические песни, ангемитонная пентатоника, транспозиция

Чайкина В. В.

Приуроченная лирика Лузы как стилевое ядро местной фольклорной традиции

В статье анализируется структура фольклорной традиции, локализованной в бассейне реки Лузы. Автор исследует мелодику местных лирических песен, выступающих в качестве стилевого ядра лузского фольклора. Песни остальных жанров рассматриваются как его стилевая периферия. В статье предпринята попытка обосновать генезис местного мелодического стиля. Автор выдвигает гипотезу о влиянии знаменного роспева на мелодику лузского фольклора.

Ключевые слова:

Кировская область, лирические песни, мелодическая композиция, знаменный роспев

Матлин М. Г.

Локально приуроченные песни в фольклорном пространстве Ульяновского Поволжья

В статье анализируется группа русских народных песен, которые можно назвать локально приуроченными. Локализация понимается как один из видов освоения социумом песенной традиции, когда в текст некоторых песен входят названия поселений, природных объектов, имена, фамилии или прозвища жителей села, округи, региона. В песнях могут также получить отражение произошедшие в селе драматические события. Локализация играет важную роль в формировании фольклорного пространства.

Ключевые слова:

Ульяновское Поволжье, фольклорное пространство, песня, локализация, культурный ландшафт


Авторы

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Клименко Ирина Витальевна

кандидат искусствоведения, заведующая Проблемной научно-исследовательской лабораторией по изучению народного музыкального творчества Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского (Киев)

klymenko_iryna@ukr.net

Краснопольская Тамара Всеволодовна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова

Матлин Михаил Гершонович

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова

matlin@mail.ru

Смирнова Агата Николаевна

студентка 5 курса историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

folkgnesin@yandex.ru

Тюрикова Елена Витальевна

кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Томского музыкального колледжа им. Э. В. Денисова

dyvyna_donnu@yahoo.com

Христова Галина Павловна

доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств

g_khristova@mail.ru

Чайкина Валентина Васильевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Красноярского государственного института искусств

valentina.chaykina@yandex.ru