Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 11 (2) вып., 2015

Содержание одиннадцатого выпуска
(2015 № 2)

Памятные даты

30 лет со дня смерти Е. В. Гиппиуса

Виктор Лапин. На гранях: два раритета Е.В. Гиппиуса

Михаил Лобанов. Заонежская экспедиция зубовского института в неопубликованных материалах 1920-х годов

Татьяна Шенталинская. Один из типов былинных напевов Сибири

Плачевые традиции

Наталья Данченкова. Ареальная традиция причитаний: типы народных исполнителей

Инга Королькова. Причитания с нецезурированными напевами в традиции Любытинского района Новгородской области

Евгения Резниченко. Похоронно-поминальная причеть юго-западного Поморья

Вера Швецова. Жанровая специфика свадебных плачей беломорских карелов

Традиционная музыка Балтии

Лина Петрошене. О мелодике песенного фольклора Малой (Прусской) Литвы

Альгите Мяркялене. Литовский народный инструмент скудучяй: пути развития традиции

Гулджахон Юссуфи. Современный эстонский каннель: инструменты мастера  Вяйно Маала


Аннотации

Лапин В. А.

На гранях: два «раритета» Е. В. Гиппиуса

В эпоху социальных сломов и катаклизмов проявляются новые человеческие и профессиональные грани личностей. Автор статьи рассматривает две уникальные работы Евгения Владимировича Гиппиуса — «Интонационные элементы русской частушки» (1936) и «Русские народные песни: Песенник» (1943) — в социально-историческом контексте эпохи Большого террора и Великой Отечественной войны.

Ключевые слова:

Евгений Владимирович Гиппиус, Зубовский институт, частушка, песенник

Лобанов М. А.

Заонежская экспедиция Зубовского института в неопубликованных материалах 1920-х годов

Автор обращается к легендарным комплексным экспедициям Зубовского института на Русский Север, среди участников которых были музыковеды Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд. В статье освещаются некоторые малоизвестные детали организации этих поездок, методов полевой практики и послеэкспедиционной работы с материалами.

Ключевые слова:

Зубовский институт, Русский Север, комплексные экспедиции, Евгений Владимирович Гиппиус, Борис Владимирович Асафьев

Шенталинская Т. С.

Один из типов былинных напевов Сибири

По мысли автора, данная статья представляет собой реплику к недавно опубликованной работе Е. В. Гиппиуса 1947 года «Былинные напевы семьи Рябининых». Материалом послужили образцы былин, записанные в Восточной Сибири у русскоязычных метисов Чукотки (река Анадырь). Затрагиваются два аспекта — вид музыкально-строфической организации былин и их музыкально-ритмическая форма.

Ключевые слова:

Чукотка, Восточная Сибирь, былины, сказитель, Евгений Владимирович Гиппиус

Данченкова Н. Ю.

Ареальная традиция причитаний: типы народных исполнителей

В статье рассматриваются проблемы локальной традиций причитаний в свете изучения творчества их исполнителей. Автором на основе определенных показателей выделены три типа традиционных плакальщиц: мастер, ретранслятор и рядовой участник ритуалов. Дается характеристика репертуара исполнителей разных групп и индивидуализированных комплексов жанрово-стилевых средств в причитаниях Окско-Клязьминского междуречья.

Ключевые слова:

Окско-Клязьминское междуречье, причитания, типы народных исполнителей

Королькова И. В.

Причитания с нецезурированными напевами в традиции Любытинского района Новгородской области

Статья основана на ранее неопубликованных полевых материалах экспедиций Санкт-Петербургской консерватории в Любытинский район Новгородской области. Рассматриваются напевы сольных причитаний, бытующих в различных обрядовых контекстах и ситуациях. Среди зафиксированных образцов около 30 процентов записей связано с нецезурированными напевами. Автор предпринимает попытку соотнести особенности структуры причитаний с их функцией и определить статус нецезурированных напевов в местной традиции.

Ключевые слова:

Новгородская область, народная плачевая традиция, ритмическое строение напевов

Резниченко Е. Б.

Похоронно-поминальная причеть юго-западного Поморья

В статье дается общая характеристика поморских похоронных голошений, которые рассматриваются в обрядовом этнографическом контексте. Автором выявляются некоторые особенности поэтики и музыкального языка плачей, локализованных в юго-западном Поморье, и многочисленные типологические параллели с причетью других региональных традиций.

Ключевые слова:

Поморье, похоронный обряд, причитания, структурный анализ плачевых напевов

Швецова В. А

Жанровая специфика свадебных плачей беломорских карелов

В статье представлены наблюдения автора над музыкальными особенностями свадебных причитаний беломорских карелов, как сольных, так и в совместном исполнении. Плачи беломорских карелов рассматриваются в сопоставлении с южнокарельскими причитаниями, анализируется их мелодико-ритмическая организация и музыкально-поэтическая композиция.

Ключевые слова:

беломорские карелы, свадебный обряд, свадебные плачи

Слюжинскас Р.

Польско-литовские музыкальные параллели в свете балто-славянских сравнительных исследований

В статье рассматриваются исторические опыты сравнительных исследований польско-литовских народных песен, аргументируется родство литовских (Дзукия) и польских (Подлясье) жатвенных и дожиночных песен. Автор считает, что подобные сравнительные исследования не должны ограничиваться литовско-польским ареалом, но могут проводиться в широком контексте белорусского, украинского (Полесье) и русского (южная часть Смоленской области) народно-песенного наследия.

Ключевые слова:

литовские и польские народные песни, балто-славянские фольклорные связи, компаративные исследования

Петрошене Л.

О мелодике песенного фольклора Малой (Прусской) Литвы

Малая (Прусская) Литва — один из пяти этнографических регионов Литвы, имеющий особую историю и своеобразную и культуру. Объектом исследования в статье являются 718 мелодий народных песен, зафиксированные в 1805–1998 г. на территории Малой Литвы. Цель исследования — определить стилистику и характерные черты мелодий народных песен Малой Литвы, сравнить их с мелодикой песен других этнографических регионов страны и выявить возможные влияния.

Ключевые слова:

Малая Литва, летувининки, мелодия, лад, традиция фольклорного пения

Мяркялене А.

Литовская флейта скудучяй: пути развития традиции

Архаичная флейта скудучяй во все времена занимала важное место в этнической культуре Литвы. Это инструмент, для которого характерно исключительно ансамблевое исполнение. В центре внимания автора — изменения, произошедшие в ХХ–ХХI веках в культуре игры на скудучяй. В статье рассматривается феномен популярности ансамблей скудучяй в контексте литовской культуры, выявляются перспективы их развития и существующие проблемы.

Ключевые слова:

литовские народные инструменты, ансамбли скудучяй, репертуар, праздники песни

Юссуфи Г.

Современный эстонский каннель: инструменты мастера Вяйно Маала

Каннель — один из популярнейших народных музыкальных инструментов эстонцев. В Эстонии много мастеров по изготовлению каннелей, которые ищут различные возможности для того, чтобы каннель отвечал требованиям сегодняшнего дня. Несмотря на то что форма и строй каннеля сформировались к концу XIX века, инструмент находится в процессе постоянного развития и открыт различным влияниям. Автор статьи знакомит читателей с изобретениями эстонского музыкального мастера Вяйно Маала.

Ключевые слова:

эстонские народные инструменты, хордофоны, каннель, Вяйно Маала


Авторы

Данченкова Наталия Юрьевна

кандидат искусствоведения, заведующая аспирантурой, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва)

aspiranture@yandex.ru

Королькова Инга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургскогой государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

inga-korolkova@yandex.ru

Лапин Виктор Аркадьевич

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург)

viktor.a.lapin@gmail.com

Лобанов Михаил Александрович

доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

malobanov@yandex.ru

Мяркялене Альгите

докторант Центра балтистики гуманитарного факультета, преподаватель Клайпедского университета (Литва)

algyte.merkeliene@gmail.com

Петрошене Лина

доктор гуманитарных наук, доцент, старший научный сотрудник Центра балтистики гуманитарного факультета Клайпедского университета (Литва)

laurinitta@gmail.com

Резниченко Евгения Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)

reznichenkoe@yandex.ru

Слюжинскас Римантас

доктор гуманитарных наук, профессор, заведующий Отделом музыкальной антропологии факультета искусств Клайпедского университета, научный сотрудник Института музыкологии (Литва)

r.sliuzinskas@ gmail.com

Швецова Вера Анатольевна

старший преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова

verash73@mail.ru

Шенталинская Татьяна Сергеевна

член Союза композиторов России (Москва)

vashent@mail.ru

Юссуфи Гулджахон

кандидат искусствоведения, доцент Вильяндской академии культуры Тартуского университета (Эстония)

jussufi@mail.ru