
Содержание одиннадцатого выпуска
(2015 № 2)
Памятные даты
30 лет со дня смерти Е. В. Гиппиуса
Виктор Лапин. На гранях: два раритета Е.В. Гиппиуса
Михаил Лобанов. Заонежская экспедиция зубовского института в неопубликованных материалах 1920-х годов
Татьяна Шенталинская. Один из типов былинных напевов Сибири
Плачевые традиции
Наталья Данченкова. Ареальная традиция причитаний: типы народных исполнителей
Инга Королькова. Причитания с нецезурированными напевами в традиции Любытинского района Новгородской области
Евгения Резниченко. Похоронно-поминальная причеть юго-западного Поморья
Вера Швецова. Жанровая специфика свадебных плачей беломорских карелов
Традиционная музыка Балтии
Лина Петрошене. О мелодике песенного фольклора Малой (Прусской) Литвы
Альгите Мяркялене. Литовский народный инструмент скудучяй: пути развития традиции
Гулджахон Юссуфи. Современный эстонский каннель: инструменты мастера Вяйно Маала
Аннотации
Лапин В. А.
На гранях: два «раритета» Е. В. Гиппиуса
В эпоху социальных сломов и катаклизмов проявляются новые человеческие и профессиональные грани личностей. Автор статьи рассматривает две уникальные работы Евгения Владимировича Гиппиуса — «Интонационные элементы русской частушки» (1936) и «Русские народные песни: Песенник» (1943) — в социально-историческом контексте эпохи Большого террора и Великой Отечественной войны.
Ключевые слова:
Евгений Владимирович Гиппиус, Зубовский институт, частушка, песенник
Лобанов М. А.
Заонежская экспедиция Зубовского института в неопубликованных материалах 1920-х годов
Автор обращается к легендарным комплексным экспедициям Зубовского института на Русский Север, среди участников которых были музыковеды Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд. В статье освещаются некоторые малоизвестные детали организации этих поездок, методов полевой практики и послеэкспедиционной работы с материалами.
Ключевые слова:
Зубовский институт, Русский Север, комплексные экспедиции, Евгений Владимирович Гиппиус, Борис Владимирович Асафьев
Шенталинская Т. С.
Один из типов былинных напевов Сибири
По мысли автора, данная статья представляет собой реплику к недавно опубликованной работе Е. В. Гиппиуса 1947 года «Былинные напевы семьи Рябининых». Материалом послужили образцы былин, записанные в Восточной Сибири у русскоязычных метисов Чукотки (река Анадырь). Затрагиваются два аспекта — вид музыкально-строфической организации былин и их музыкально-ритмическая форма.
Ключевые слова:
Чукотка, Восточная Сибирь, былины, сказитель, Евгений Владимирович Гиппиус
Данченкова Н. Ю.
Ареальная традиция причитаний: типы народных исполнителей
В статье рассматриваются проблемы локальной традиций причитаний в свете изучения творчества их исполнителей. Автором на основе определенных показателей выделены три типа традиционных плакальщиц: мастер, ретранслятор и рядовой участник ритуалов. Дается характеристика репертуара исполнителей разных групп и индивидуализированных комплексов жанрово-стилевых средств в причитаниях Окско-Клязьминского междуречья.
Ключевые слова:
Окско-Клязьминское междуречье, причитания, типы народных исполнителей
Королькова И. В.
Причитания с нецезурированными напевами в традиции Любытинского района Новгородской области
Статья основана на ранее неопубликованных полевых материалах экспедиций Санкт-Петербургской консерватории в Любытинский район Новгородской области. Рассматриваются напевы сольных причитаний, бытующих в различных обрядовых контекстах и ситуациях. Среди зафиксированных образцов около 30 процентов записей связано с нецезурированными напевами. Автор предпринимает попытку соотнести особенности структуры причитаний с их функцией и определить статус нецезурированных напевов в местной традиции.
Ключевые слова:
Новгородская область, народная плачевая традиция, ритмическое строение напевов
Резниченко Е. Б.
Похоронно-поминальная причеть юго-западного Поморья
В статье дается общая характеристика поморских похоронных голошений, которые рассматриваются в обрядовом этнографическом контексте. Автором выявляются некоторые особенности поэтики и музыкального языка плачей, локализованных в юго-западном Поморье, и многочисленные типологические параллели с причетью других региональных традиций.
Ключевые слова:
Поморье, похоронный обряд, причитания, структурный анализ плачевых напевов
Швецова В. А
Жанровая специфика свадебных плачей беломорских карелов
В статье представлены наблюдения автора над музыкальными особенностями свадебных причитаний беломорских карелов, как сольных, так и в совместном исполнении. Плачи беломорских карелов рассматриваются в сопоставлении с южнокарельскими причитаниями, анализируется их мелодико-ритмическая организация и музыкально-поэтическая композиция.
Ключевые слова:
беломорские карелы, свадебный обряд, свадебные плачи
Слюжинскас Р.
Польско-литовские музыкальные параллели в свете балто-славянских сравнительных исследований
В статье рассматриваются исторические опыты сравнительных исследований польско-литовских народных песен, аргументируется родство литовских (Дзукия) и польских (Подлясье) жатвенных и дожиночных песен. Автор считает, что подобные сравнительные исследования не должны ограничиваться литовско-польским ареалом, но могут проводиться в широком контексте белорусского, украинского (Полесье) и русского (южная часть Смоленской области) народно-песенного наследия.
Ключевые слова:
литовские и польские народные песни, балто-славянские фольклорные связи, компаративные исследования
Петрошене Л.
О мелодике песенного фольклора Малой (Прусской) Литвы
Малая (Прусская) Литва — один из пяти этнографических регионов Литвы, имеющий особую историю и своеобразную и культуру. Объектом исследования в статье являются 718 мелодий народных песен, зафиксированные в 1805–1998 г. на территории Малой Литвы. Цель исследования — определить стилистику и характерные черты мелодий народных песен Малой Литвы, сравнить их с мелодикой песен других этнографических регионов страны и выявить возможные влияния.
Ключевые слова:
Малая Литва, летувининки, мелодия, лад, традиция фольклорного пения
Мяркялене А.
Литовская флейта скудучяй: пути развития традиции
Архаичная флейта скудучяй во все времена занимала важное место в этнической культуре Литвы. Это инструмент, для которого характерно исключительно ансамблевое исполнение. В центре внимания автора — изменения, произошедшие в ХХ–ХХI веках в культуре игры на скудучяй. В статье рассматривается феномен популярности ансамблей скудучяй в контексте литовской культуры, выявляются перспективы их развития и существующие проблемы.
Ключевые слова:
литовские народные инструменты, ансамбли скудучяй, репертуар, праздники песни
Юссуфи Г.
Современный эстонский каннель: инструменты мастера Вяйно Маала
Каннель — один из популярнейших народных музыкальных инструментов эстонцев. В Эстонии много мастеров по изготовлению каннелей, которые ищут различные возможности для того, чтобы каннель отвечал требованиям сегодняшнего дня. Несмотря на то что форма и строй каннеля сформировались к концу XIX века, инструмент находится в процессе постоянного развития и открыт различным влияниям. Автор статьи знакомит читателей с изобретениями эстонского музыкального мастера Вяйно Маала.
Ключевые слова:
эстонские народные инструменты, хордофоны, каннель, Вяйно Маала
Авторы
Данченкова Наталия Юрьевна
кандидат искусствоведения, заведующая аспирантурой, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва)
Королькова Инга Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургскогой государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Лапин Виктор Аркадьевич
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург)
Лобанов Михаил Александрович
доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)
Мяркялене Альгите
докторант Центра балтистики гуманитарного факультета, преподаватель Клайпедского университета (Литва)
Петрошене Лина
доктор гуманитарных наук, доцент, старший научный сотрудник Центра балтистики гуманитарного факультета Клайпедского университета (Литва)
Резниченко Евгения Борисовна
кандидат искусствоведения, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)
Слюжинскас Римантас
доктор гуманитарных наук, профессор, заведующий Отделом музыкальной антропологии факультета искусств Клайпедского университета, научный сотрудник Института музыкологии (Литва)
r.sliuzinskas@ gmail.com
Швецова Вера Анатольевна
старший преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова
Шенталинская Татьяна Сергеевна
член Союза композиторов России (Москва)
Юссуфи Гулджахон
кандидат искусствоведения, доцент Вильяндской академии культуры Тартуского университета (Эстония)