
Содержание десятого выпуска
(2015 № 1)
История науки
Татьяна Калужникова. Из истории музыкальной фольклористики на Урале: песни с напевами в слуховых записях И. Я. Стяжкина
Олег Гордиенко. Звукоинструменты владимирских пастухов в краеведческих публикациях Н. Г. Добрынкина
Валентина Моисеева. Полевые нотные записи Элиаса Лённрота: к истории фиксации народных мелодий на территории Карелии
Художественное слово
Виталий Шенталинский. Раменские вечерины
Точка зрения
Ольга Пашина. Полистадиальность фольклорных традиций в свете региональных исследований
Традиционные культуры мира
Тамила Джани-заде. Типология «лютен» в культуре Исламской цивилизации (VII–XVII вв.)
Алевтина Алпатова. Региональные особенности традиционной музыки Камбоджи в историко-культурном контексте
Научная хроника
Лариса Белогурова. Гиппиусовские чтения — 2015
Аннотации
Калужникова Т. И.
Из истории музыкальной фольклористики на Урале: песни с напевами в слуховых записях И. Я. Стяжкина
Автор обращается к выдающемуся памятнику уральской фольклористики рубежа ХIХ–ХХ веков — рукописи «Народная литература Камышловского уезда», составленной фольклористом-любителем Иваном Яковлевичем Стяжкиным. Предметом анализа стали слуховые записи народных песен с напевами. Специально рассматривается проблема изменений, которые претерпевает зафиксированный собирателем вокальный фольклор в настоящее время. Для этого песенный блок рукописи сравнивается с материалами, собранными преподавателями и студентами Уральской государственной консерватории в экспедициях 1970–1990-х годов «по следам Стяжкина».
Ключевые слова: Иван Яковлевич Стяжкин, фольклор Урала, слуховые записи народных песен, история фольклористики
Гордиенко О. В.
Звукоинструменты владимирских пастухов в краеведческих публикациях Н. Г. Добрынкина
В статье анализируется этноинструментоведческая информация, содержащаяся в публикациях известного владимирского краеведа Николая Гавриловича Добрынкина. Собранные им данные сравниваются с результатами современных полевых исследований звукоинструментов владимирских пастухов. Наиболее ценной частью инструментальной информации Добрынкина являются сведения о малоизученном пастушеском инструменте — среднерусской двойной жалейке.
Ключевые слова: Владимирская область, Николай Гаврилович Добрынкин, этноорганология, народные пастушеские инструменты, двойная жалейка
Моисеева В. И.
Полевые нотные записи Элиаса Лённрота: к истории фиксации народных мелодий на территории Карелии
Выдающийся финский ученый XIX века, поэт, лингвист, фольклорист, составитель карело-финского эпоса «Калевала» Элиас Лённрот в своих экспедициях по местам компактного проживания финно-угорских народов записывал не только стихи древних рун, но и их напевы. Эти записи являются самыми ранними документальными фиксациями фольклора на территории русской Карелии. Нотный материал опубликован в первом издании антологии песен «Кантелетар» (Хельсинки, 1840). Автор статьи анализирует опубликованные напевы, сравнивая их с рукописными источниками.
Ключевые слова: Элиас Лённрот, Карелия, финно-угорский фольклор, Калевала, Кантелетар, руны
Пашина О. А.
Полистадиальность фольклорных традиций в свете региональных исследований
Автор рассматривает полистадиальность как одно из отличительных качеств современных музыкально-фольклорных традиций, в которых сосуществуют элементы разных историко-культурных эпох. В статье анализируются причины ее возникновения и разнообразные формы проявления, соотношение консервативного и инновационного начал в различных региональных традициях.
Ключевые слова: фольклорная традиция, историко-культурные процессы, полистадиальность
Джани-Заде Т. М.
Типология «лютен» в культуре исламской цивилизации (VII–XVII века)
Статья посвящена истории и типологии лютневидных хордофонов в культуре средневекового мусульманского Востока. Рассматривая музыкальный инструмент как часть культуры, исследователь изучает не только его конструктивные особенности, но также среду распространения, степень и формы практического использования, существующие в связи с ним эстетические, мифологические, теоретические и прочие культурные оценки в обществе. Статья иллюстрируется большим числом иконографических материалов.
Ключевые слова: Исламская цивилизация, хордофоны, лютня, уд, танбур
Алпатова А. С.
Региональные особенности традиционной музыки Камбоджи в историко-культурном контексте
Статья знакомит с традиционным музыкальным искусством Камбоджи, сохранившем в себе многие черты музыкального наследия древности и средневековья. Речь идет, в частности, о музыкальном инструментарии и системе жанров, тесно связанных с традиционными видами музыкально-театрального искусства, и прежде всего — с танцевальными драмами, созданными на мон-кхмерские и индийские мифологические сюжеты.
Ключевые слова: Камбоджа, кхмеры, традиционное искусство, танцевальные драмы
Авторы
Алпатова Ангелина Сергеевна
кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Белогурова Лариса Михайловна
кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Гордиенко Олег Васильевич
член Союза композиторов России (Москва)
Джани-Заде Тамила Махмудовна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Калужникова Татьяна Ивановна
доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург)
Моисеева Валентина Ильинична
аспирант Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова
yalovemois2712@mail.ru
Пашина Ольга Алексеева
доктор искусствоведения, ученый секретарь Государственного института искусствознания (Москва)
Шенталинский Виталий Александрович
член Союза писателей Москвы