Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 10 (1) вып., 2015

Содержание десятого выпуска
(2015 № 1)

 

История науки

Татьяна Калужникова. Из истории музыкальной фольклористики на Урале: песни с напевами в слуховых записях И. Я. Стяжкина

Олег Гордиенко. Звукоинструменты владимирских пастухов в краеведческих публикациях Н. Г. Добрынкина

Валентина Моисеева. Полевые нотные записи Элиаса Лённрота: к истории фиксации народных мелодий на территории Карелии

Художественное слово

Виталий Шенталинский. Раменские вечерины

Точка зрения

Ольга Пашина. Полистадиальность фольклорных традиций в свете региональных исследований

Традиционные культуры мира

Тамила Джани-заде. Типология «лютен» в культуре Исламской цивилизации (VII–XVII вв.)

Алевтина Алпатова. Региональные особенности традиционной музыки Камбоджи в историко-культурном контексте

Научная хроника

Лариса Белогурова. Гиппиусовские чтения — 2015


Аннотации

Калужникова Т. И.

Из истории музыкальной фольклористики на Урале: песни с напевами в слуховых записях И. Я. Стяжкина

Автор обращается к выдающемуся памятнику уральской фольклористики рубежа ХIХ–ХХ веков — рукописи «Народная литература Камышловского уезда», составленной фольклористом-любителем Иваном Яковлевичем Стяжкиным. Предметом анализа стали слуховые записи народных песен с напевами. Специально рассматривается проблема изменений, которые претерпевает зафиксированный собирателем вокальный фольклор в настоящее время. Для этого песенный блок рукописи сравнивается с материалами, собранными преподавателями и студентами Уральской государственной консерватории в экспедициях 1970–1990-х годов «по следам Стяжкина».

Ключевые слова: Иван Яковлевич Стяжкин, фольклор Урала, слуховые записи народных песен, история фольклористики

Гордиенко О. В.

Звукоинструменты владимирских пастухов в краеведческих публикациях Н. Г. Добрынкина

В статье анализируется этноинструментоведческая информация, содержащаяся в публикациях известного владимирского краеведа Николая Гавриловича Добрынкина. Собранные им данные сравниваются с результатами современных полевых исследований звукоинструментов владимирских пастухов. Наиболее ценной частью инструментальной информации Добрынкина являются сведения о малоизученном пастушеском инструменте — среднерусской двойной жалейке.

Ключевые слова: Владимирская область, Николай Гаврилович Добрынкин, этноорганология, народные пастушеские инструменты, двойная жалейка

Моисеева В. И.

Полевые нотные записи Элиаса Лённрота: к истории фиксации народных мелодий на территории Карелии

Выдающийся финский ученый XIX века, поэт, лингвист, фольклорист, составитель карело-финского эпоса «Калевала» Элиас Лённрот в своих экспедициях по местам компактного проживания финно-угорских народов записывал не только стихи древних рун, но и их напевы. Эти записи являются самыми ранними документальными фиксациями фольклора на территории русской Карелии. Нотный материал опубликован в первом издании антологии песен «Кантелетар» (Хельсинки, 1840). Автор статьи анализирует опубликованные напевы, сравнивая их с рукописными источниками.

Ключевые слова: Элиас Лённрот, Карелия, финно-угорский фольклор, Калевала, Кантелетар, руны

Пашина О. А.

Полистадиальность фольклорных традиций в свете региональных исследований

Автор рассматривает полистадиальность как одно из отличительных качеств современных музыкально-фольклорных традиций, в которых сосуществуют элементы разных историко-культурных эпох. В статье анализируются причины ее возникновения и разнообразные формы проявления, соотношение консервативного и инновационного начал в различных региональных традициях.

Ключевые слова: фольклорная традиция, историко-культурные процессы, полистадиальность

Джани-Заде Т. М.

Типология «лютен» в культуре исламской цивилизации (VIIXVII века)

Статья посвящена истории и типологии лютневидных хордофонов в культуре средневекового мусульманского Востока. Рассматривая музыкальный инструмент как часть культуры, исследователь изучает не только его конструктивные особенности, но также среду распространения, степень и формы практического использования, существующие в связи с ним эстетические, мифологические, теоретические и прочие культурные оценки в обществе. Статья иллюстрируется большим числом иконографических материалов.

Ключевые слова: Исламская цивилизация, хордофоны, лютня, уд, танбур

Алпатова А. С.

Региональные особенности традиционной музыки Камбоджи в историко-культурном контексте

Статья знакомит с традиционным музыкальным искусством Камбоджи, сохранившем в себе многие черты музыкального наследия древности и средневековья. Речь идет, в частности, о музыкальном инструментарии и системе жанров, тесно связанных с традиционными видами музыкально-театрального искусства, и прежде всего — с танцевальными драмами, созданными на мон-кхмерские и индийские мифологические сюжеты.

Ключевые слова: Камбоджа, кхмеры, традиционное искусство, танцевальные драмы


Авторы

Алпатова Ангелина Сергеевна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

a_alpatova@mail.ru

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Гордиенко Олег Васильевич

член Союза композиторов России (Москва)

oleg.gordienko@yandex.ru

Джани-Заде Тамила Махмудовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

djaniz@mail.ru

Калужникова Татьяна Ивановна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург)

kalugnikova@r66.ru

Моисеева Валентина Ильинична

аспирант Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова

yalovemois2712@mail.ru

Пашина Ольга Алексеева

доктор искусствоведения, ученый секретарь Государственного института искусствознания (Москва)

opashina@gmail.com

Шенталинский Виталий Александрович

член Союза писателей Москвы

vashent@mail.ru