Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 9 (4) вып., 2014

Содержание девятого выпуска
(2014 № 4)

Казачья свадьба

Татьяна Рудиченко. Специальная лексика акционального и персонажного кодов донской свадьбы

Кирилл Крылов. Свадебные песни казачьих станиц Варненского района Челябинской области

Свадебный фольклор Русского Севера

Наталья Иванова. Причеть в обрядовом тексте свадьбы cредней Мезени

Мария Калинина. Свадебная обрядовая песня «Не во марте было месяце» в локальных традициях Устьи

Елена Баскакова. Формульные напевы в свадьбе Холмского района Новгородской области

Личность и традиция

Елена Якубовская. Михаил Мякушин: мужской взгляд на фольклорную традицию

Народное исполнительство

Евгения Редькова, Екатерина Возжаева. «Всяким голосом пели — и тоненьким, и потолще»: особенности исполнительского стиля на нижней Устье

Научная хроника

Ирина Утенкова-Шалапак. 2014 — Год Оскара Кольберга в Польше

Екатерина Валевская. Петербургский форум исследователей традиций Русского Севера

Обзоры, рецензии

Елена Битерякова. «Что такое хорошо и что такое плохо…». О публикациях одного московского издательства


Аннотации

Рудиченко Т. С.

Специальная лексика акционального и персонажного кодов донской свадьбы

В статье рассматриваются традиционные термины и фразеологизмы, которые применяются для обозначения обрядовых акций, составляющих свадебный ритуал, и номинации участвующих в нем персонажей. Автор анализирует состав специальной свадебной лексики у казаков Дона и выясняет ее корреляции со свадебными фольклорными текстами. Исследование базируется на экспедиционных записях 1970–2010 годов и публикациях XIX – первой половины XX века.

Ключевые слова:

казаки Дона, свадебный обряд, народная терминология, экспедиционные материалы

Крылов К. А.

Свадебные песни казачьих станиц Варненского района Челябинской области

В работе анализируется жанровый блок свадебных песен трех казачьих станиц так называемой Новой Линии бывшей Оренбургской губернии (ныне входят в Челябинскую область). Центральной проблемой является определение общего и различного в свадебной обрядности исследуемых микролокальных традиций. Автор выявляет структуру свадебного ритуала, характеризует жанровый состав свадебных песен и осуществляет типологию их напевов с учетом различных уровней музыкальной формы.

Ключевые слова:

казаки, свадебный обряд, свадебные песни, обрядовые функции напевов, типология

Иванова Н. Н.

Причеть в обрядовом тексте свадьбы средней Мезени

Работа посвящена свадебным причитаниям Лешуконского района Архангельской области (среднее течение реки Мезень) — доминирующему музыкальному жанру местной свадьбы. Детально исследуется обрядовый контекст свадебных причитаний, их специфическое соотношение с другими кодами ритуала. Выявлены три напева свадебных причитаний, географически закрепленные за определенными зонами. Материалом для анализа послужили экспедиционные записи РАМ им. Гнесиных 1980-х годов.

Ключевые слова:

Русский Север, Архангельская область, Лешуконье, свадебный обряд, причитания

Калинина М. В.

Свадебная обрядовая песня «Не во марте было месяце» в локальных традициях Устьи

Названная песня зафиксирована в Устьянском районе Архангельской области во множестве вариантов и является своеобразным музыкальным символом местной свадьбы. В статье приводятся результаты типологического изучения этих вариантов. Автором составлена карта распространения типов слогоритмической композиции, выявленных в различных вариантах исследуемой песни.

Ключевые слова:

свадебные песни, Архангельская область, река Устья, типология, картографирование

Баскакова Е. Ю.

Формульные напевы в свадьбе Холмского района Новгородской области

Статья посвящена анализу трех формульных напевов свадебных песен, которые играют ведущую роль в ритуале локальной традиции, расположенной на юго-западе Новгородского региона. Эти напевы рассматриваются в функциональном, структурном и стилевом аспектах. В процессе исследования выявляются историко-культурные связи холмской традиции с территорией псково-новгородско-тверского пограничья.

Ключевые слова:

Новгородская область, свадебные песни, формульные напевы

Якубовская Е. И.

Михаил Мякушин: мужской взгляд на фольклорную традицию

Статья посвящена наследию Михаила Николаевича Мякушина, талантливого народного исполнителя, собирателя и знатока песен своей родины — деревни Пылема Лешуконского района Архангельской области. Родившись на рубеже XIX–XX столетий, он застал традиционную народную культуру мезенского края в расцвете. На склоне лет записал песни, пословицы, поговорки, загадки, обряды и обычаи родной деревни, которые составили несколько рукописных сборников. В 1962 г. фольклористы ИРЛИ осуществили аудиозапись более 80 из известных ему 250 песен. В статье представлены образцы классических лирических песен, раскрывающие исполнительское мастерство Мякушина.

Ключевые слова:

М. Н. Мякушин, лирические песни, фольклорное исполнительство, саморефлексия народной культуры

Редькова Е. С., Возжаева Е. И.

«Всяким голосом пели — и тоненьким, и потолще»: особенности исполнительского стиля на нижней Устье

Исполнительский стиль традиций в нижнем течении Устьи (южные районы Архангельской области) характеризуется особым колоритом женских тонких (высоких) голосов. В статье анализируются такие качества местного традиционного пения, как тесситура, тембр, интенсивность певческих голосов и др. Исследование основано на экспедиционных материалах разных лет Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории.

Ключевые слова:

традиционное пение, Архангельская область, река Устья, тонкие голоса, тесситура, темб


Авторы

Баскакова Елена Юрьевна

студентка отделения этномузыкологии музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, научный руководитель — Королькова Инга Владимировна

elenabaskakova@list.ru

Битерякова Елена Викторовна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научного центра народной музыки им. К. В. Квитки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

schoki@mail.ru

Валевская Екатерина Александровна

главный хранитель фондов Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

e-walewska@yandex.ru

Возжаева Екатерина Игоревна

студентка отделения этномузыкологии музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, научный руководитель — Редькова Евгения Сергеевна

makaron-as@mail.ru

Иванова Наталья Николаевна

студентка историко-теоретико-композиторского факультета по профилю «Этномузыкология» Российской академии музыки им. Гнесиных, научный руководитель — Никитина Инесса Александровна

rudyann@mail.ru

Калинина Мария Владимировна

аспирант Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

mari-3003@mail.ru

Крылов Кирилл Анатольевич

студент отделения этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, научный руководитель — Королькова Инга Владимировна

chizhik90@list.ru

Редькова Евгения Сергеевна

кандидат искусствоведения, заведующая Кабинетом народного музыкального творчества Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, доцент кафедры этномузыкологии

e_redkova@mail.ru

Рудиченко Татьяна Семеновна

доктор искусствоведения, профессор, заведующая Лабораторией народной музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова

2922191@aaanet.ru

Утенкова-Шалапак Ирина Александровна

соискатель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

norwenalis@gmail.com

Якубовская Елена Ивановна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Фонограммархива Отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)

elena_yakub@mail.ru