Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 7 (2) вып., 2014

Содержание седьмого выпуска
(2014 № 2)

Восточнославянские хороводы
Ольга Токмакова. Курские танки и карагоды: компоненты текста и жанровая дистрибуция
Татьяна Беркович. Хороводно-игровые песенные практики витебско-смоленского и могилевско-смоленского пограничий
Нина Савельева. «Стрела» в восточном Полесье: обряд и песня

География музыкальной культуры
Ирина Клименко. Украинские колядки с формулой 5+5+3: макроареалогический обзор
Лариса Белогурова. Календарная традиция северного Поднепровья в восточнославянском контексте

Точка зрения
Татьяна Калужникова. К вопросу анализа семантики обрядовых напевов
(на материале причитаний и песен среднеуральской свадьбы)

Studium analiticae
Ольга Новикова. Ладо-мелодические закономерности в тувинском героическом сказании «Хунан-Кара»

Из полевых дневников
Елена Якубовская. Уроки жизни: устьянские экспедиции Ленинградской консерватории 1977–1978 годов в рукописных материалах


Аннотации

 

Токмакова О. С.

Курские танки и карагоды: компоненты текста и жанровое определение

Объект данной работы — яркая и самобытная хороводная традиция курско-белгородского пограничья (верхнее течение реки Псёл). Она реализуется в двух жанрах — танок и карагод (народные термины). Цель автора — установить принципы, по которым эти жанры разграничены. Для этого исследуются функциональные характеристики хороводов, поэтика песенных текстов, особенности музыкальной структуры, соотношение хореографического, поэтического и музыкального компонентов песенной системы.

Ключевые слова:

Курско-белгородское пограничье, народная хореографическая традиция, танки и карагоды, хороводные песни

Беркович Т. Л.

Хороводно-игровые песенные практики витебско-смоленского и могилевско-смоленского пограничий

Статья посвящена хороводно-игровым песенным практикам белорусско-русского пограничья. Основное внимание уделяется этнографическому контексту хороводных традиций, их сезонной приуроченности. Автор прослеживает территориальную динамику функционирования зимних, весенних и неприуроченных хороводов, выделяет в исследуемом регионе три географических зоны.

Ключевые слова:

Хороводно-игровые песенные практики, белорусско-русское пограничье, этнографический контекст

Савельева Н. М.

«Стрела» в Восточном Полесье: обряд и песня

Один из знаковых ритуалов годового календарного цикла в восточном Полесье — «Похороны стрелы». В его песенном оформлении центральное место занимает формульный политекстовый напев с яркими особенностями музыкальной стилистики, присущими западнорусским обрядовым жанрам. Картографирование обряда и песен определило эпицентр их распространения в брянско-гомельско-черниговском пограничье, а также периферию – ближнюю и дальнюю, в том числе за пределами бывшего СССР.

Ключевые слова:

Брянско-гомельско-черниговское пограничье, «похороны стрелы», обрядовый напев, картографирование

Клименко И. В.

Украинские колядки с формулой 5+5+3: макроареалогический обзор

Колядные напевы с силлаборитмической структурой 5+5+3 в двухстрочной строфической версии являются одной из наиболее характерных зимних мелоформ украинцев. Современная база из 620 архивных и опубликованных образцов этого песенного типа, позволила установить основные очертания и внутреннюю организацию его ареала (прилагается карта). В статье комментируются обнаруженные закономерности, излагается гипотеза о возможных путях распространения формы.

Ключевые слова:

Украинские колядки, песенный тип, макроареалогия, географические закономерности распространения

Белогурова Л. М.

Календарная традиция северного Поднепровья в восточнославянском контексте

Работа представляет собой ареалогическое исследование календарной традиции северного Поднепровья (смоленский регион). Картографирование типов обрядовых песен на территории Смоленщины и за ее пределами позволили установить широкий спектр связей этого региона с различными этнокультурными традициями восточных славян, как белорусскими, так и русскими. Это заставляет признать неоднородный характер изучаемого календарно-песенного цикла, который является продуктом сложных историко-культурных процессов, происходивших на данной территории.

Ключевые слова:

Смоленский регион, бассейн Днепра, календарные песни, картографирование, этнокультурные процессы

Калужникова Т. И.

К вопросу анализа семантики обрядовых фольклорных напевов (на материале причитаний и песен среднеуральской свадьбы)

При анализе семантики обрядовых фольклорных напевов автор статьи предлагает исходить из выразительного значения интонации (интонирования) и семантического потенциала жанра. В интонационном семантическом поле выделены два слоя: «природный», обусловленный психофизиологическими факторами, и «культурный», имеющий конвенциональный характер. Заявленная проблема рассматривается на материале свадебных причитаний и песен Среднего Урала в интердисциплинарном поле этномузыкологии, общей психологии, психологии музыкального восприятия, этнолингвистики.

Ключевые слова:

Свадебные песни и плачи, семантика обрядовых напевов, интонация, интердисциплинарный подход

Новикова О. С.

Ладо-мелодические закономерности в тувинском героическом сказании «Хунан-Кара»

В работе анализируется мелодическая организация тувинского эпоса «Хунан-Кара» в связи с его метро-ритмикой. В музыкально-поэтической структуре сказания впервые выделяется уровень музыкально-ритмических стоп. Их последования образуют устойчиво повторяющиеся из тирады в тираду мотивные единства – интонационные модели. Анализ позволяет провести параллели с географически близкими этническими традициями.

Ключевые слова:

тувинцы, эпос, героическое сказание, Хунан-Кара, мелодический анализ, интонационные модели

Якубовская Е. И.

Уроки жизни: устьянские экспедиции Ленинградской консерватории 1977–1978 годов в рукописных материалах

Статья написана на основе материалов рукописного архива фольклорных экспедиций Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории в Устьянский район Архангельской области. Исполнительское мастерство народных певцов, их яркие характеры, умение выстоять в тяжелых жизненных обстоятельствах оставили неизгладимое впечатление в душе молодых участников экспедиции.

Ключевые слова:

Фольклорная экспедиция, полевые дневники, Архангельская область, Ленинградская консерватория


Авторы

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Беркович Татьяна Леонидовна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кабинетом традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки

folkbgam@mail.ru

Калужникова Татьяна Ивановна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург)

kalugnikova@r66.ru

Клименко Ирина Витальевна

кандидат искусствоведения, заведующая Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению и пропаганде народного музыкального творчества, доцент кафедры музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского (Киев, Украина)

klymenko_iryna@ukr.net

Новикова Ольга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки

novikova_o_v@sibmail.ru

Савельева Нина Михайловна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

nmsave@gmail.com

Токмакова Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств

ostok@mail.ru 

Якубовская Елена Ивановна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник (хранитель ранних звуковых коллекций) Фонограммархива Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)

elena_yakub@mail.ru