
Содержание седьмого выпуска
(2014 № 2)
Восточнославянские хороводы
Ольга Токмакова. Курские танки и карагоды: компоненты текста и жанровая дистрибуция
Татьяна Беркович. Хороводно-игровые песенные практики витебско-смоленского и могилевско-смоленского пограничий
Нина Савельева. «Стрела» в восточном Полесье: обряд и песня
География музыкальной культуры
Ирина Клименко. Украинские колядки с формулой 5+5+3: макроареалогический обзор
Лариса Белогурова. Календарная традиция северного Поднепровья в восточнославянском контексте
Точка зрения
Татьяна Калужникова. К вопросу анализа семантики обрядовых напевов
(на материале причитаний и песен среднеуральской свадьбы)
Studium analiticae
Ольга Новикова. Ладо-мелодические закономерности в тувинском героическом сказании «Хунан-Кара»
Из полевых дневников
Елена Якубовская. Уроки жизни: устьянские экспедиции Ленинградской консерватории 1977–1978 годов в рукописных материалах
Аннотации
Токмакова О. С.
Курские танки и карагоды: компоненты текста и жанровое определение
Объект данной работы — яркая и самобытная хороводная традиция курско-белгородского пограничья (верхнее течение реки Псёл). Она реализуется в двух жанрах — танок и карагод (народные термины). Цель автора — установить принципы, по которым эти жанры разграничены. Для этого исследуются функциональные характеристики хороводов, поэтика песенных текстов, особенности музыкальной структуры, соотношение хореографического, поэтического и музыкального компонентов песенной системы.
Ключевые слова:
Курско-белгородское пограничье, народная хореографическая традиция, танки и карагоды, хороводные песни
Беркович Т. Л.
Хороводно-игровые песенные практики витебско-смоленского и могилевско-смоленского пограничий
Статья посвящена хороводно-игровым песенным практикам белорусско-русского пограничья. Основное внимание уделяется этнографическому контексту хороводных традиций, их сезонной приуроченности. Автор прослеживает территориальную динамику функционирования зимних, весенних и неприуроченных хороводов, выделяет в исследуемом регионе три географических зоны.
Ключевые слова:
Хороводно-игровые песенные практики, белорусско-русское пограничье, этнографический контекст
Савельева Н. М.
«Стрела» в Восточном Полесье: обряд и песня
Один из знаковых ритуалов годового календарного цикла в восточном Полесье — «Похороны стрелы». В его песенном оформлении центральное место занимает формульный политекстовый напев с яркими особенностями музыкальной стилистики, присущими западнорусским обрядовым жанрам. Картографирование обряда и песен определило эпицентр их распространения в брянско-гомельско-черниговском пограничье, а также периферию – ближнюю и дальнюю, в том числе за пределами бывшего СССР.
Ключевые слова:
Брянско-гомельско-черниговское пограничье, «похороны стрелы», обрядовый напев, картографирование
Клименко И. В.
Украинские колядки с формулой 5+5+3: макроареалогический обзор
Колядные напевы с силлаборитмической структурой 5+5+3 в двухстрочной строфической версии являются одной из наиболее характерных зимних мелоформ украинцев. Современная база из 620 архивных и опубликованных образцов этого песенного типа, позволила установить основные очертания и внутреннюю организацию его ареала (прилагается карта). В статье комментируются обнаруженные закономерности, излагается гипотеза о возможных путях распространения формы.
Ключевые слова:
Украинские колядки, песенный тип, макроареалогия, географические закономерности распространения
Белогурова Л. М.
Календарная традиция северного Поднепровья в восточнославянском контексте
Работа представляет собой ареалогическое исследование календарной традиции северного Поднепровья (смоленский регион). Картографирование типов обрядовых песен на территории Смоленщины и за ее пределами позволили установить широкий спектр связей этого региона с различными этнокультурными традициями восточных славян, как белорусскими, так и русскими. Это заставляет признать неоднородный характер изучаемого календарно-песенного цикла, который является продуктом сложных историко-культурных процессов, происходивших на данной территории.
Ключевые слова:
Смоленский регион, бассейн Днепра, календарные песни, картографирование, этнокультурные процессы
Калужникова Т. И.
К вопросу анализа семантики обрядовых фольклорных напевов (на материале причитаний и песен среднеуральской свадьбы)
При анализе семантики обрядовых фольклорных напевов автор статьи предлагает исходить из выразительного значения интонации (интонирования) и семантического потенциала жанра. В интонационном семантическом поле выделены два слоя: «природный», обусловленный психофизиологическими факторами, и «культурный», имеющий конвенциональный характер. Заявленная проблема рассматривается на материале свадебных причитаний и песен Среднего Урала в интердисциплинарном поле этномузыкологии, общей психологии, психологии музыкального восприятия, этнолингвистики.
Ключевые слова:
Свадебные песни и плачи, семантика обрядовых напевов, интонация, интердисциплинарный подход
Новикова О. С.
Ладо-мелодические закономерности в тувинском героическом сказании «Хунан-Кара»
В работе анализируется мелодическая организация тувинского эпоса «Хунан-Кара» в связи с его метро-ритмикой. В музыкально-поэтической структуре сказания впервые выделяется уровень музыкально-ритмических стоп. Их последования образуют устойчиво повторяющиеся из тирады в тираду мотивные единства – интонационные модели. Анализ позволяет провести параллели с географически близкими этническими традициями.
Ключевые слова:
тувинцы, эпос, героическое сказание, Хунан-Кара, мелодический анализ, интонационные модели
Якубовская Е. И.
Уроки жизни: устьянские экспедиции Ленинградской консерватории 1977–1978 годов в рукописных материалах
Статья написана на основе материалов рукописного архива фольклорных экспедиций Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории в Устьянский район Архангельской области. Исполнительское мастерство народных певцов, их яркие характеры, умение выстоять в тяжелых жизненных обстоятельствах оставили неизгладимое впечатление в душе молодых участников экспедиции.
Ключевые слова:
Фольклорная экспедиция, полевые дневники, Архангельская область, Ленинградская консерватория
Авторы
Белогурова Лариса Михайловна
кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)
Беркович Татьяна Леонидовна
кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кабинетом традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки
Калужникова Татьяна Ивановна
доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург)
Клименко Ирина Витальевна
кандидат искусствоведения, заведующая Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению и пропаганде народного музыкального творчества, доцент кафедры музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского (Киев, Украина)
Новикова Ольга Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки
Савельева Нина Михайловна
доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Токмакова Ольга Сергеевна
старший преподаватель кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств
Якубовская Елена Ивановна
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник (хранитель ранних звуковых коллекций) Фонограммархива Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)