Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 6 (1) вып., 2014

Содержание шестого выпуска
(2014 № 1)

Памятные даты
Памяти З. Я. Можейко (1933–2014)
Татьяна Беркович. Памяти Зинаиды Яковлевны Можейко
Зинаида Можейко. Аутентичный песенный фольклор и постфольклор в свете социально-экологических проблем восточнославянской нематериальной культуры

Русско-белорусские параллели
Тамара Варфоломеева. Типовые свадебные напевы витебско-смоленского ареала: о диалектике этнокультурных процессов на белорусско-российском пограничье
Варвара Калюжная. Свадебные напевы смоленского левобережья Днепра: специфические ритмические формы
Светлана Латышева. К вопросу о географии волочёбных песен
Татьяна Константинова. Северобелорусские волочёбные напевы: к вопросу одновременного функционирования нескольких типов
Василина Прибылова. Ареальное изучение масленичных напевов витебско-смоленско-псковского пограничья: типологический и этнофонический аспекты

Музыкант — инструмент — традиция
Галина Лобкова. Псковские и новгородские гусельные традиции

Из полевых дневников
Елена Якубовская. Уроки жизни: устьянские экспедиции Ленинградской консерватории 1977–1978 годов в рукописных материалах


Аннотации

Беркович Т. Л.

Памяти Зинаиды Яковлевны Можейко

Статья посвящена памяти этномузыколога и этнокинематографиста Зинаиды Можейко — одного из ведущих представителей белорусской фундаментальной науки, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Беларуси. Автор дает обзор двух основных направлений научной и творческой деятельности ученого — академического и кинематографического.

Ключевые слова:

Зинаида Можейко, белорусский музыкальный фольклор, этномузыкознание, культурно-антропологический фильм

Варфоломеева Т. Б.

Типовые свадебные напевы витебско-смоленского ареала: о диалектике этнокультурных процессов на белорусско-российском пограничье

Автор проводит сравнительное изучение типовых свадебных напевов витебско-смоленского пограничья. На исследуемой территории выявлена высокая степень однородности этого компонента народно-песенной традиции. Сделан вывод о диалектическом соотношении объединительных и дифференцирующих процессов, характерных для ситуации пограничья. Это позволяет наблюдать как распространение белорусских черт за пределы административной границы республики, так и динамику диффузных процессов при взаимодействии близкородственных этносов.

Ключевые слова:

витебско-смоленское пограничье, свадебные напевы, картографирование

Калюжная В. П.

Свадебные напевы смоленского левобережья Днепра: специфические ритмические формы

Музыкальный язык южносмоленской свадьбы отличается многообразием, что выделяет ее на фоне других западнорусских свадебных традиций. Особенно это проявляется в ритмическом строении местных свадебных песен: в них зафиксировано не менее 40 ритмических форм. Ряд цезурированных музыкально-ритмических структур выделяется из числа общеизвестных на восточнославянском Западе. Работа посвящена анализу этих форм, выявлению их структурных связей и ареальных закономерностей.

Ключевые слова:

Смоленская область, свадебные песни, ритмическое строение народных напевов, музыкальная ареалогия

Латышева С. А.

К вопросу о географии волочёбных песен

Статья посвящена географии волочёбных песен. Учет последних экспедиционных данных позволяет составить более точное представление об особенностях распространения песен на территории Белоруссии, России, Украины, Латвии, Литвы и Польши. Особое внимание уделяется волочёбным песням Смоленского региона, автор выявляет их специфические черты в контексте общего ареала данного жанра.

Ключевые слова:

волочёбные песни, пасхальные обряды, ареальные исследования, Беларусь, Смоленский регион

Константинова Т. Л.

Северобелорусские волочёбные напевы: к вопросу одновременного функционирования нескольких типов

Статья посвящена волочёбным песенным практикам северобелорусского региона. Впервые исследуется явление одновременного функционирования нескольких типовых напевов в традиции ряда деревень. Функциональный аспект позволяет рассмотреть механизм включения нескольких типов волочебных напевов в обходный ритуальный комплекс Великодня, географический — выявить специфику локализации данного явления.

Ключевые слова:

Северобелорусский регион, волочёбная песенная традиция, тип напева, функциональный и ареальный подход

Прибылова В. М.

Ареальное изучение масленичных напевов витебско-смоленско-псковского пограничья: типологический и этнофонический аспекты

Статья посвящена масленичным обрядовым напевам витебско-смоленско-псковского пограничья. Новые полевые фиксации и архивные материалы дали возможность уточнить юго-западную границу ареала напевов ловатско-двинского типа. Отдельные типологические и этнофонические признаки масленичных песен позволили очертить несколько локусов в рамках данного ареала.

Ключевые слова:

масленичные песни, витебско-смоленско-псковское пограничье, типология, этнофония, ареал

Лобкова Г. В.

Псковские и новгородские гусельные традиции

В 1980–1990-х годах в результате фронтальной работы фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской государственной консерватории под руководством А. М. Мехнецова в центральных районах Псковской и восточных районах Новгородской областей была открыта традиция русской гусельной игры. Неоспоримое документальное подтверждение получил факт существования самобытной, древнерусской по происхождению традиции игры на гуслях, отличительные признаки которой проявляются как на уровне системы наигрышей и исполнительских приемов, так и на уровне конструктивных особенностей инструмента.

Ключевые слова:

фольклорные экспедиции, Мехнецов А. М., гусли, наигрыши, псковские и новгородские традиции

Якубовская Е. И.

Уроки жизни: устьянские экспедиции Ленинградской консерватории 1977–1978 годов в рукописных материалах. Часть первая

Статья написана на основе материалов рукописного архива фольклорных экспедиций Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной консерватории в Устьянский район Архангельской области. Исполнительское мастерство народных певцов, их яркие характеры, умение выстоять в тяжелых жизненных обстоятельствах оставили неизгладимые впечатления в душе молодых участников экспедиции. Уроки жизни, полученные от художественно одаренных и никогда не унывающих людей, помогли молодым музыкантам найти себя в науке и искусстве.

Ключевые слова:

Фольклорная экспедиция, полевые дневники, Архангельская область, Ленинградская консерватория, саморефлексия, народные исполнители


Авторы

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Беркович Татьяна Леонидовна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кабинетом традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки

folkbgam@mail.ru

Калужникова Татьяна Ивановна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург)

kalugnikova@r66.ru

Клименко Ирина Витальевна

кандидат искусствоведения, заведующая Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению и пропаганде народного музыкального творчества, доцент кафедры музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского (Киев, Украина)

klymenko_iryna@ukr.net

Новикова Ольга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки

novikova_o_v@sibmail.ru

Савельева Нина Михайловна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

nmsave@gmail.com

Токмакова Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств

ostok@mail.ru 

Якубовская Елена Ивановна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник (хранитель ранних звуковых коллекций) Фонограммархива Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)

elena_yakub@mail.ru