Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 3 (2) вып., 2013

Содержание третьего выпуска журнала
(2013 № 2)

Юбилейные страницы
К юбилею М. А. Енговатовой
Маргарита Енговатова. «У нас впереди еще очень много интересной работы…»: автобиографический мнолог
Маргарита Енговатова. Звуковысотная организация закамских свадебных прощальных песен

К юбилею Е. А. Дороховой
Интервью Л. Белогуровой с Е. Дороховой. «Стереоскопический взгляд» ученого
Екатерина Дорохова. Мужские песни в женском исполнении: трансформация жанра и стиля

Русская протяжная песня
Инга Королькова. Лирические песни Новгородской области: история собирания и проблемы изучения

Памятные даты
К 100-летию со дня смерти А. И. Рубца
Ирина Попова. Профессор Петербургской консерватории А. И. Рубец
Нина Савельева. По следам Александра Ивановича Рубца
Светлана Латышева. Западно-брянские хороводные песни в контексте весеннего сезона (в свете новых экспедиционных материалов)


Аннотации

Енговатова М. А.

Звуковысотная организация закамских свадебных прощальных песен

Песенная традиция Закамья принадлежит к культурам позднего формирования. Вторичный характер традиции сказывается на облике музыкального фольклора, его ритмическом и звуковысотном строении. В статье представлены результаты звуковысотного анализа свадебных прощальных песен. Автор предлагает особую методику анализа и типологии исследуемых напевов, которая учитывает их культурную специфику.

Ключевые слова: Закамье, свадебные песни, ладовые структуры, мелодические типы

Дорохова Е. А.

Мужские песни в женском исполнении: трансформация жанра и стиля

Автор обращается к гендерному аспекту народной культуры, определяющему традиционный уклад жизни и социальный статус человека. Одно из его проявлений — существование мужской и женской певческих традиций. В XX веке в силу целого ряда историко-социальных причин отмечен переход мужских песен в репертуар женских ансамблей. В статье прослеживаются стилевые и жанровые изменения напевов, которые сопровождают этот переход.

Ключевые слова: мужские и женские песни, взаимодействие мужской и женской исполнительской традиций, трансформации фольклорных песен

Королькова И. В.

Лирические песни Новгородской области: история собирания и проблемы изучения

Статья посвящена одной из традиций лирических песен русского Северо-Запада. История собирания новгородских лирических песен зафиксировала состояние жанра в разные исторические периоды. Автор характеризует основные публикации и существующие архивные коллекции, в которых отражено жанровое и стилевое разнообразие форм лирических песен исследуемого региона.

Ключевые слова: русский Северо-Запад, Новгородская область, лирические песни, собирание и публикация народных песен

Попова И. С.

Профессор Петербургской консерватории А. И. Рубец

С именем Александра Ивановича Рубца — фольклориста, педагога, композитора, музыкального и общественного деятеля — связаны две юбилейные даты: 2012 г. прошел под знаком 175-летия со дня его рождения, а в 2013 г. исполняется 100 лет со дня кончины. Он проявил себя как выдающийся собиратель фольклора, своими трудами значительно пополнивший фактологическую базу русской науки. Настоящая статья — один из первых опытов характеристики достижений и оценки научного наследия этой незаурядной творческой личности в истории этномузыкологии.

Ключевые слова: А. И. Рубец, Санкт-Петербургская консерватория, фольклор, этномузыкология

Савельева Н. М.

По следам Александра Ивановича Рубца

А. И. Рубец в середине XIX века положил начало собиранию и публикации народных песен русско-белорусско-украинского пограничья. Экспедиции по его следам в XX веке открыли уникальные пласты народного творчества. Предметом статьи являются бытующие на Стародубщине весенние заклички одного песенного типа, записанные экспедициями Московской консерватории.

Ключевые слова: А. И. Рубец, Московская консерватория, русско-белорусско-украинское пограничье, весенние песни

Латышева С. А.

Западно-брянские хороводные песни в контексте весеннего сезона (в свете новых экспедиционных материалов)

Статья посвящена западно-брянским весенним хороводным песням. В ней представлены особенности вождения хороводов в разных локальных традициях. Распространенные на территории региона хороводы-шествия, приуроченные к весенне-летнему пограничью, рассматриваются как специфическая форма проводных ритуалов.

Ключевые слова: Брянский регион, весенние хороводы, весеннее-летнее пограничье, проводные ритуалы


Авторы

Дорохова Екатерина Анатольевна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания (Москва)

ekatdorokhova@yandex.ru

Енговатова Маргарита Анатольевна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, руководитель ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

folkgnesin@yandex.ru

Королькова Инга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
inga-korolkova@yandex.ru

Латышева Светлана Александровна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва)

svetlay2@mail.ru

Попова Ирина Степановна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
etnomus@mail.ru

Савельева Нина Михайловна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

nmsave@gmail.com