Книги, сборникиНовости

Смоленский музыкально-этнографический сборник — том III

СЕЗОННО ПРИУРОЧЕННЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Серия «Смоленский музыкально-этнографический сборник» по замыслу авторов призвана представить в целостном и комплексном виде народную музыкальную культуру одной из западнорусских территорий, где этномузыкологами  Российской академии музыки имени Гнесиных в последние десятилетия проводилась интенсивная полевая работа.
Серия задумана как цикл музыкально-этнографических сборников, каждый из которых посвящен одному из фрагментов народной духовной культуры: ритуалам и песням календарного и жизненного циклов, необрядовым музыкальным жанрам.

МОСКВА
«ИНДРИК»
2005
Авторская работа и издание осуществлены
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда

Третий том «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен сезонно приуроченным лирическим песням, известным в смоленском регионе. Данный песенный пласт занимает здесь одну из ведущих позиций.
Сезонно приуроченные лирические песни представляют собой наиболее ранний слой русской песенной лирики и служат своеобразным связующим звеном между календарно-обрядовыми и протяжными лирическими.
Том включает описание форм их бытования, основанное на рассказах самих носителей традиции, аналитические очерки, в которых дается типологическая систематика напевов, корпус нотаций и поэтических текстов, достаточно полно репрезентирующий смоленскую традицию.
Помещенные в книге материалы представляют интерес не только для специалистов, изучающих традиционную народную культуру, но и для широкого круга читателей, а также исполнителей народных песен.

Подготовка тома к изданию осуществлена коллективом этномузыкологов — сотрудников РАМ имени Гнесиных (под общим руководством М.А. Енговатовой и И.А. Никитиной).
Авторы очерков: «Смоленские лирические песни: вопросы функционирования» — Л.М. Белогурова (Винарчик), «Ритмическая организация  сезонно приуроченных лирических песен Смоленщины» — М.А. Енговатова, И.А. Никитина, «Звуковысотная организация смоленских лирических песен» — Е.А. Дорохова, О.А. Пашина.
Нотации лирических песен выполнены  Л.М. Белогуровой (Винарчик), Е.А. Дороховой. Т.Ю. Камаевой, С.А. Латышевой, И.А. Никитиной, а также студентами РАМ имени Гнесиных.

Авторы приносят глубокую благодарность смоленским певицам — хранителям и знатокам народных традиций, а также всем, кто способствовал осуществлению полевой экспедиционной работы научного коллектива и публикации настоящего сборника.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Настоящее электронное издание является приложением к третьему тому «Смоленского музыкально-этнографического сборника» (М.: Музыка, 2005). Оно включает в себя звуковое приложение, в которое вошли аудиозаписи, произведенные участниками экспедиций Российской академии музыки имени Гнесиных в Смоленскую область.

Третий том СМЭС посвящен сезонно приуроченным лирическим песням северного Поднепровья — пожалуй, наиболее сохранившемуся в регионе пласту традиционной музыкальной культуры. На Смоленщине он занимает одну из ведущих позиций. Эти песни, закрепленные за тем или иным периодом годового круга либо формами сельскохозяйственной деятельности, относятся к раннему слою русской песенной лирики и служат своеобразным связующим звеном между календарно-обрядовыми и протяжными лирическими. В электронное издание вошло 357 лирических песен, которые исполнителями определяются как зимовые, весенние, летние, восенские, сенокосные, жнивные и проч.

Как и во всей данной серии, здесь помещены песенные образцы, опубликованные в книге с нотациями. Но ряд подобных песен по разного рода причинам не удалось включить в аудиоприложение, а в некоторых случаях они были заменены более поздними записанными версиями.

Москва
2019

Основной материал по приуроченной лирике был собран гнесинцами на Смоленщине в последней четверти прошлого века. Это время, когда лирические песни сезонного закрепления еще хорошо сохранялись в памяти носителей традиционной культуры, о чем свидетельствует и их повсеместная, массовая фиксация, и их преимущественно полноценное ансамблевое исполнение.

Буклет
Москва
2019

Издание, безусловно, представляет интерес и для исследователей народной музыкальной культуры, и для преподавателей различных учебных заведений, и для участников творческих коллективов, которые смогут не только познакомиться со смоленскими лирическими песнями по нотациям, но и услышать их в подлинном звучании.

Составители: А. А. Березовская, И. А. Никитина, А Е. Шепелева
Оцифровка фонограмм: М. Э. Чилахсаев
Верстка: В. В. Кудряшова
Корректор Л. М. Белогурова
© Российская академия музыки имени Гнесиных