Книги, сборникиНовости

Смоленский музыкально-этнографический сборник — том II

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД.
ПЛАЧИ И ПОМИНАЛЬНЫЕ СТИХИ

Серия «Смоленский музыкально-этнографический сборник» по замыслу авторов призвана представить в целостном и комплексном виде народную музыкальную культуру одной из западнорусских территорий, где этномузыкологами  Российской академии музыки имени Гнесиных в последние десятилетия проводилась интенсивная полевая работа.
Серия задумана как цикл музыкально-этнографических сборников, каждый из которых посвящен одному из фрагментов народной духовной культуры: ритуалам и песням календарного и жизненного циклов, необрядовым музыкальным жанрам.

МОСКВА
«ИНДРИК»
2003
Авторская работа и издание осуществлены
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда

Второй том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен погребальному и поминальным обрядам Смоленской области на современном этапе их бытования, а также музыкальным жанрам, являющимся неотъемлемой составляющей частью этих обрядов. Том включает в себя  полное этнографическое описание похоронного обряда и связанных с ним мифологических представлений, составленное на основе рассказов самих носителей традиции, аналитические очерки, в которых дается типологическая систематизация напевов плачей и духовных стихов, сборники их нотаций и поэтических текстов, достаточно полно репрезентирующие смоленскую традицию и построенные в соответствии с предложенной в аналитических очерках систематикой.

Том подготовлен к изданию коллективом этномузыкологов РАМ имени Гнесиных. Этнографическое описание смоленского похоронного обряда составлено О.А. Пашиной, в подготовке его разделов принимали участие Л.М. Винарчик, М.А. Енговатова, И.А. Никитина, О.А. Труфанова.
Авторами аналитического очерка по плачам и составителями корпуса плачевых напевов являются О.А. Пашина и Е.А. Дорохова. Формирование корпуса напевов поминальных стихов и написание соответствующего аналитического очерка выполнены Л.М. Винарчик, И.А. Никитиной, О.А. Труфановой. Обработку полевых материалов осуществляли также С.А. Латышева, Т.Ю. Камаева, И.В. Бычина, Т.В. Кирюшина, Е.Б. Резниченко.
Авторский коллектив приносит глубокую благодарность жителям смоленских деревень — хранителям народных традиций, всем, кто способствовал осуществлению нашей экспедиционной работы.
Особую признательность выражаем коллегам из Санкт-Петербурга А.Н. Розову и С.В. Фролову — первооткрывателям смоленских духовных стихов.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Настоящее мультимедийное издание является приложением ко второму тому «Смоленского музыкально-этнографического сборника» (М.: Индрик, 2003). Оно включает в себя электронную версию книги и звуковое приложение, основу которого составляют аудиозаписи, произведенные участниками экспедиций Российской академии музыки имени Гнесиных в Смоленскую область. В публикации также использованы несколько записей из смоленской коллекции Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, любезно предоставленные в свое время их авторами — А. Н. Розовым и С. В. Фроловым.

Второй том СМЭС посвящен похоронно-поминальной обрядности северного Поднепровья. По сию пору книга остается редким изданием, которое освещает мало исследуемую область восточнославянской этнографии — погребальную культуру конкретного региона.

Буклет
Москва
2019

Звуковой контент данного диска составляют образцы музыкально-поэтических жанров, оформляющих различные этапы смоленского похоронного обряда. Это прежде всего плачи и духовные стихи. В электронное издание вошло 117 плачей, среди которых, помимо похоронно-поминальных, можно найти и несколько рекрутских, типологически не выделенных в местной традиции, а также 126 «стишков» — так называют смоляне духовные стихи, практически всегда исполняющиеся во время поминальных обрядов. Кроме того, здесь представлено несколько аудиозаписей народных версий церковных песнопений из заупокойной службы.

 

Москва
2019

Как и во всей электронной серии, приводятся примеры, которые опубликованы в книге вместе с нотациями. Но отдельные образцы по разного рода причинам не удалось включить в аудиоприложение. На диске сохранена принятая в сборнике нумерация образцов музыкального фольклора. Первая цифра в обозначении звуковых файлов указывает на номер раздела в сборнике (1 — плачевой корпус, 2 — поминальные стихи и народные версии церковных песнопений), а следующие через дефис цифры — на номер соответствующей нотации. В комментариях наряду с инципитами приводятся адреса записи и архивные реквизиты фонограмм (более подробные сведения можно найти в печатном издании).

Основной массив материала, имеющего отношение к похоронной обрядности, собран на Смоленщине в период с 1980-х годов до начала 2000-х. Как сейчас можно заключить, речь идет о времени живого, продуктивного бытования традиции, когда ведущие музыкальные жанры похоронного комплекса повсеместно сохраняли свою актуальность. Об этом свидетельствуют публикуемые в значительном объеме записи, дающие возможность слушателям познакомиться с редкими и уникальными на сегодня образцами западнорусских плачей и духовных стихов.

Составитель Л. М. Белогурова
Оцифровка фонограмм: М. Э. Чилахсаев
Подготовка электронной версии сборника: И. В. Курицына
Корректор И. А. Никитина
Верстка: В. В. Кудряшова

© Российская академия музыки имени Гнесиных