Книги, сборникиНовости

Смоленский музыкально-этнографический сборник — том I

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ

Серия «Смоленский музыкально-этнографический сборник» по замыслу авторов призвана представить в целостном и комплексном виде народную музыкальную культуру одной из западнорусских территорий, где этномузыкологами  Российской академии музыки имени Гнесиных в последние десятилетия проводилась интенсивная полевая работа.
Серия задумана как цикл музыкально-этнографических сборников, каждый из которых посвящен одному из фрагментов народной духовной культуры: ритуалам и песням календарного и жизненного циклов, необрядовым музыкальным жанрам.

МОСКВА
«ИНДРИК»
2003
Авторская работа и издание осуществлены
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда

Первый том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен календарным обрядам и песням, известным в смоленском регионе.
Том состоит из шести разделов, отражающих музыкально-этнографический комплекс одного из периодов народного календаря: великопостного (ренневесеннего), пасхального, троицко-купальского, жатвенного, святочного и масленичного.
Каждый из разделов содержит основанное на рассказах самих носителей традиционной культуры этнографическое описание всех ритуалов и магических практик, имеющих календарную приуроченность; аналитический очерк, в котором дается типологическая систематика календарных напевов, сборник нотаций и поэтических текстов календарных песен, сгруппированных по жанровому принципу, а также комментарии к ним.
Помещенные в книге материалы представляют интерес не только для специалистов, занимающихся изучением традиционной народной культуры, но и для широкого круга читателей, а также исполнителей народных песен.

Настоящее издание подготовлено под руководством М.А. Енговатовой и О.А. Пашиной.
Авторами разделов являются: О.А. Пашина, И.В. Федоренко — ранневесенний период, М.А. Енговатова, С.А. Латышева — пасхальный период, Л.М. Винарчик, [Б.Б. Ефименкова] — троицко-купальский период, О.А. Пашина — жатвенный период, Е.А. Дорохова — святочный и масленичный периоды.
В работе над материалами тома также принимали учасние А.А. Абрамова, Т.Ю. Камаева, В.В Листочкина, И.А. Никитина, Е. Б. Резниченко.

Авторский коллектив выражает глубокую благодарность народным певцам — жителям смоленских деревень и всем, кто способствовал нашей полевой работе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

В год своего 60-летия Музыкально-этнографический центр имени Е. В. Гиппиуса (до 2016 г. — Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур) Российской академии музыки имени Гнесиных представляет новое мультимедийное издание. Это серия DVD-дисков, которой авторский коллектив МЭЦ продолжает работу над самым значительным на сегодняшний день своим проектом — «Смоленский музыкально-этнографический сборник». К настоящему времени вышли в свет четыре тома, каждый из которых посвящен определенному пласту смоленской народной культуры. Предлагаемое издание является звуковым приложением к ним. Оно содержит документальные музыкальные материалы из смоленской коллекции МЭЦ, вошедшие в тома в нотированном виде. Теперь читатели имеют возможность услышать их в подлинном, аутентичном исполнении — такими, какими они были записаны на магнитную ленту участниками студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Гнесинской академии в северное Поднепровье в период с 1960 по 2005 год.

Первый диск открывается электронной версией первой книги «Смоленского музыкально-этнографического сборника» — «Календарные обряды и песни», опубликованной в 2003 г. и практически сразу ставшей библиографической редкостью. В звуковое приложение вошли 326 образцов смоленских календарно-обрядовых песен и народных версий церковных песнопений, которые вовлечены в ритуалы календарного цикла.

Москва
2019

На диске сохранена структура песенного сборника. В нем шесть разделов, и, поскольку в книге отсутствовала сплошная нумерация образцов, для удобства пользования первая цифра в обозначении звуковых файлов указывает на номер раздела в сборнике, а следующие через дефис цифры — на номер соответствующей нотации. В единичных случаях звуковые образцы в силу разных причин оказалось невозможно включить в приложение, некоторые из них были заменены сходными аудиозаписями песен из близлежащих деревень.

Далеко не все опубликованные на диске звуковые файлы соответствуют современным техническим требованиям: следует принимать во внимание состояние звукозаписывающей аппаратуры в то время, когда проводилось полевое обследование Смоленской области, а также то обстоятельство, что авторами записей в целом ряде случаев являлись недостаточно опытные студенты Российской академии музыки (прежде — Государственного музыкально-педагогического института) имени Гнесиных. Несмотря на это мы сочли необходимым включить в издание и эти аудиозаписи в силу их безусловной историко-культурной ценности.

Буклет
Москва
2019

Надеемся, издание окажется полезным не только для специалистов-этномузыкологов, преподавателей различных учебных учреждений, но будет востребовано руководителями и участниками творческих коллективов. Убеждены, что оно найдет отклик среди любителей и ценителей аутентичных образцов народной музыкальной культуры: безыскусные или, напротив, неожиданно сложные, напетые камерно, «для себя» либо исполненные во весь голос, они несут в себе энергетику архаического обрядового пения, красоту подлинного народного искусства.

Составители: Л. М. Белогурова, С. А. Латышева
Оцифровка фонограмм: М. Э. Чилахсаев
Подготовка электронной версии сборника: И. В. Курицына
Корректор: И. А. Никитина
Верстка: В. В. Кудряшова

© Российская академия музыки имени Гнесиных