Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 2 (1) вып., 2013

Содержание второго выпуска
(2013 № 1)

Вокальное многоголосие восточных славян
Татьяна Зачикевич. Двухрегистровая фактура в песенной традиции Полтавщины
Инесса Никитина. О двухрегистровой гетерофонии на Русском Севере: по материалам мезенских экспедиций
Наталья Кузнецова. Многоголосная фактура свадебных напевов верхнего Приосколья
Галина Сысоева. Песни села Пчелиновка

Точка зрения
Богдан Луканюк. К вопросу об аналитическом методе нотирования
Екатерина Дорохова. Проблема нотной транскрипции в наследии Е. В. Гиппиуса

Из истории науки
Ирина Утенкова-Шалапак. Оскар Кольберг и его фольклорное собрание

Традиционные культуры мира
Татьяна Карташова. Храмовый театр Индии: от прошлого к настоящему

Научная хроника
Галина Лобкова, Елена Черменина, Мария Шейченко. Этномузыкология: история формирования научных школ и образовательных центров
Светлана Жиганова. «Старая линия»: традиционная культура казачества и народов Северного Кавказа (IV Межрегиональный фестиваль-мастерская)


Аннотации

Зачикевич Т. Н.

Двухрегистровая фактура в песенной традиции Полтавщины

Cтатья посвящена формам многоголосия в песенной традиции Полтавщины, которые рассматриваются в географическом, жанровом и исполнительском аспектах. Особое внимание уделяется двухрегистровой фактуре — форме многоголосия с «тонким» голосом. Специальное место отводится локальной терминологии, касающейся названий и функций голосов фактуры.

Ключевые слова: Полтавщина, песенная традиция, многоголосие, двухрегистровая фактура, тонкий голос, жанры, география

Никитина И. А.

О двухрегистровой гетерофонии на Русском Севере: по материалам мезенских экспедиций

В статье рассматриваются особенности двухрегистровой гетерофонии на музыкально-фольклорном материале бассейна реки Мезень — одной из основных зон ее распространения на Русском Севере. Автор исследует вопросы сохранности и исторической динамики данного явления, его географии, а также половозрастной и жанровой дифференциации. Мезенская певческая культура представлена в контексте иных севернорусских традиций, и прежде всего пинежской, поскольку эти зоны близки географически и представлены самым значительным числом опубликованных и архивных образцов двухрегистрового пения.

Ключевые слова: традиционное многоголосие восточных славян, двухрегистровая гетерофония, музыкально-фольклорная традиция, Русский Север, бассейн реки Мезень

Кузнецова Н. С.

Многоголосная фактура свадебных напевов верхнего Приосколья

Свадебные песни бассейна реки Оскол (Белгородская область) выступают в качестве центральной жанровой группы. Их звуковысотная организация обладает знаковыми для традиции характеристиками. Большинство свадебных напевов реализуются в особых видах многоголосной фактуры. Некоторые из них уникальны для русской народной музыкальной культуры.

Ключевые слова: Белгородская область, верхнее течение реки Оскол, песенная традиция, свадебные песни, особые виды музыкальной фактуры

Сысоева Г. Я.

Песни села Пчелиновка

Автор знакомит читателей с искусством народных певцов из села Пчелиновка Воронежской области. Центральное место в их репертуаре занимают лирические (протяжные) песни, которые отличаются сложным, красочным многоголосием. Автор публикует партитурные нотации двух лирических песен из Пчелиновки.

Ключевые слова: Воронежская область, село Пчелиновка, лирические песни, многоголосие

Луканюк Б. С.

К вопросу об аналитическом методе нотирования

Проблематика статьи связана с аналитическим методом нотирования, который был введен в научный обиход выдающимся русским этномузыковедом Е. В. Гиппиусом. Будучи результатом типологического подхода к музыкально-фольклорным явлениям, нацеленного, в частности, на выявление закономерностей национальной музыкальной формы и национального музыкального стиля, аналитическое нотирование стало альтернативой субъективно-эмпирическому методу, принятому в европейском сравнительном музыкознании середины ХХ века. Автор предлагает различать две основные разновидности типологической транскрипции — субъективную и объективную, характеризуя с этой точки зрения историю развития аналитической нотации в восточнославянском структурном этномузыкознании.

Ключевые слова: музыкально-этнографическая транскрипция, историческая классификация нотных транскрипций, типология народной музыки, аналитическое нотирование, Евгений Гиппиус

Дорохова Е. А.

Проблема нотной транскрипции в научном наследии Е. В. Гиппиуса

В статье излагаются взгляды на принципы аналитического нотирования Евгения Гиппиуса, основоположника структурно-типологического направления в российском этномузыкознании. Автор характеризует деятельность ученого как нотировщика-практика, приводит его неопубликованные теоретические высказывания, касающиеся важных аспектов проблемы нотной транскрипции произведений народного музыкального искусства.

Ключевые слова: Евгений Гиппиус, нотная транскрипция, аналитическая нотация

Утенкова-Шалапак И. А.

Оскар Кольберг и его фольклорное собрание

Статья посвящена характеристике деятельности О. Кольберга как этномузыколога. Целью работы является создание представления о творческой личности и научных достижениях выдающегося польского ученого XIX века. Автор затрагивает вопросы истории создания и структуры этнографического собрания «Народ» («Lud»), раскрывая принципы кольберговской методики письменной фиксации фольклора.

Ключевые слова: Оскар Кольберг, польская музыкальная культура, история этномузыкологии, музыкальный фольклор, этнографическое собрание

Карташова Т. В.

Храмовый театр Индии: от прошлого к настоящему

Статья посвящена храмовому искусству средневековой и современной Индии. Рассматриваются основные танцевальные, театральные и религиозные драмы разных штатов, прослеживается этимология их названий. Особое внимание уделяется выявлению особенностей региональных стилей и специфике локальных исполнительских форм.

Ключевые слова: хавели-сангит, нитья, катхакали, якшагана, раслила, чхау, натья, Кришна, раса


Авторы

Дорохова Екатерина Анатольевна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания

ekatdorokhova@yandex.ru

Жиганова Светлана Александровна

кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств, ведущий научный сотрудник НИЦ традиционной культуры Кубани

svet1ana@land.ru

Зачикевич Татьяна Николаевна

младший научный сотрудник ПНИЛ по изучению и пропаганде народного музыкального творчества Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского

zaczyk16@ wp.pl.

Карташова Татьяна Викторовна

доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова

arun-rani@yandex.ru

Кузнецова Наталья Станиславовна

старший преподаватель кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры

natafolk@mail.ru

Лобкова Галина Владимировна

кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой этномузыкологии, ведущий научный сотрудник ФЭЦ им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

galina-lobkova@yandex.ru

Луканюк Богдан Степанович

кандидат искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник ПНИЛ музыкальной этнологии Львовской национальной музыкальной академии им. М. В. Лысенко

lukaniuk@ukr.net.

Никитина Инесса Александровна

заместитель руководителя ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур, старший преподаватель кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных

nikins@mail.ru

Сысоева Галина Яковлевна

кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств

galina@icmail.ru

Утенкова-Шалапак Ирина Александровна

Соискатель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

norwenalis@gmail.com

Черменина Елена Сергеевна

научный сотрудник ФЭЦ им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

lenoche@list.ru

Шейченко Мария Николаевна

научный сотрудник ФЭЦ им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

mari_sh_nt@mail.ru