Вопросы этномузыкознания журналНовости

«Вопросы этномузыкознания» 1 вып., 2012

Дорогие друзья!

От души поздравляю вас с выходом в свет нового журнала «Вопросы этномузыкознания». Горжусь тем, что Гнесинскому Дому выпала честь стать учредителем первого в нашей стране специализированного журнала, посвященного проблемам этномузыкологической науки. Сегодня, когда фольклорное наследие признано безусловной ценностью и фундаментом национальной духовной культуры, все острее ощущается опасность его утраты и необходимость его сохранения и изучения. Закономерно, что инициатива создания этого издательского проекта принадлежит ученым гнесинской школы музыкальной фольклористики — одного из крупнейших в России исследовательских центров по изучению традиционной культуры.

Убеждена, что журнал станет важной вехой в развитии отечественного этномузыкознания, объединив вокруг себя специалистов разных научных направлений, и внесет весомый вклад в дело сохранения уникальных памятников народной музыкальной культуры.

Ректор РАМ им. Гнесиных Г. В. Маяровская


Содержание первого выпуска журнала
(2012 № 1)

Звуковой мир детства
Татьяна Калужникова. От глоссолалий к песням: звуковое поведение ребенка в онтогенезе
Евгения Редькова. Детские полевые причитания Псковской области: к проблеме введения в образовательный процесс и исполнительскую практику
Николай Бондарь, Светлана Жиганова. «Я глазками гусей стерегу, а ножками дитя качаю…»: материнский фольклор в кубанской традиционной культуре
Светлана Власова. Русские колыбельные мобильной структуры

География музыкальной культуры
Ирина Клименко. Напевы купальско-петровской приуроченности у украинцев: типология и макроареалогия

Аналитические этюды
Маргарита Енговатова. Звуковысотная организация закамских свадебных прощальных песен

Памятные даты
К 65-летию со дня рождения В. В. Мазепуса
Наталья Кондратьева. Этномузыкологическая деятельность В. В. Мазепуса: основные направления и научные результаты
Владимир Мазепус. Высотно-тембровый синтаксис теленгитского эпического пения

Обзоры, рецензии
Лариса Белогурова. На подступах к Атласу музыкальной культуры восточных славян

Научная хроника
Ольга Иванова (Ивашина). Открытая отчетно-экспедиционная сессия по результатам полевых исследований 2010–2011 годов (Москва, 19–20 апреля 2012 г.)
Евгения Редькова. Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Отечественная этномузыкология: история, теория, практика».


Аннотации

Калужникова Т. И.

От глоссолалий к песням: звуковое поведение ребенка в онтогенезе

Статья посвящена рассмотрению основных форм звукового поведения ребенка в онтогенезе. Автора интересует процесс постепенного становления в детском спонтанном интонировании ряда закономерностей, свойственных музыке устной традиции: темброво-артикуляционной базы, интонационного словаря, музыкальных грамматик (ритмической, звуковысотной, синтаксической), мелодической формульности.

Ключевые слова: онтогенетическое развитие детского звукового поведения, тембры, интонационный словарь, мелодическая формульность, музыкальные грамматики.

Редькова Е. С.

Детские полевые причитания Псковской области: к проблеме введения в образовательный процесс и исполнительскую практику

В статье раскрываются музыкально-стилевые особенности детских полевых причитаний Псковской области, поднимается вопрос о специфике фиксации подобных форм в экспедиционной практике, затрагиваются проблемы введения плачей в репертуар современных детских коллективов, а также представляются некоторые результаты экспериментальной работы в этом направлении.

Ключевые слова: детский фольклор, полевые причитания, плачевые формы, возгласы, зовы, кличи.

Бондарь Н. И., Жиганова С. А.

«Я ручками кудель чешу, а ножками дитя качаю…»: материнский фольклор в кубанской традиционной культуре

В статье представлен материнский фольклор славянского населения Кубани: колыбельные, потешки и пестушки. За первые годы жизни ребенок усваивает значительную часть информации об окружающем мире. Ключевую роль в этом процессе играет детская субкультура. Благодаря материнскому фольклору происходит социализация ребенка, формирование представлений о своем и чужом. Определенные функции берут на себя при этом поэтические тексты и напевы. Восприятие колыбельных в раннем детстве готовит человека к овладению всем комплексом традиционной культуры.

Ключевые слова: традиционная культура, материнский фольклор, ребенок, колыбельная песня, потешка, социализация, воспитание, семья, свой/чужой, сюжет, персонаж, напев.

Власова С. Ю.

Русские колыбельные мобильной структуры

Статья посвящена особой группе русских колыбельных песен, главной отличительной особенностью которых является наличие мобильных принципов композиционно-ритмического строения напевов. В статье рассматриваются формы проявления мобильности в колыбельных различных региональных традиций. Автор касается вопросов природы возникновения мобильности как принципа музыкально-фольклорного мышления, его обусловленности функционально-смысловой ролью напева и сольным характером высказывания.

Ключевые слова: русские колыбельные песни, жанры материнского фольклора, мобильные композиционно-ритмические структуры.

Клименко И. В.

Напевы купальско-петровской приуроченности у украинцев: типология и макроареалогия

В работе предпринята попытка обобщения локальных ареалогических разработок украинского обрядового мелоса в общем макромасштабном поле. Для этой цели были выбраны песни купальско-петровской приуроченности, рассматриваемые в украинско-белорусском ареале. Дополнительный аспект исследования — проследить за иножанровыми реализациями типовых купальских мелоформ. Установленные ареалы визуализированы в виде карте.

Ключевые слова: Украина, купало, купальские и петровские песни, мелотип, макромелоареалогия.

Енговатова М. А.

Звуковысотная организация закамских свадебных прощальных песен

Своеобразие свадебной традиции Закамья обусловлено поздним заселением русскими этой территории. Сложившаяся здесь музыкальная культура относится к числу традиций вторичного формирования. В работе исследуются прощальные свадебные песни закамского региона. Автор предлагает специальную методику анализа звуковысотной организации напевов данного жанра.

Ключевые слова: Закамье, музыкальная традиция позднего формирования, свадебные песни, звуковысотная организация.

Кондратьева Н. М.

Этномузыкологическая деятельность В. В. Мазепуса: основные направления и научные результаты

В 2012 году исполнилось 65 лет со дня рождения и 5 лет со дня смерти Владимира Мазепуса — выдающегося отечественного этномузыколога, профессора Новосибирской консерватории. Он является автором целого ряда новых методов системного исследования музыкальных культур Сибири и Дальнего Востока. В статье излагаются основные направления и результаты его этномузыкологической деятельности.

Ключевые слова: Владимир Мазепус, музыкальная культура народов Сибири, методы анализа музыкальных текстов


Авторы

Белогурова Лариса Михайловна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур, доцент кафедры прикладного музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва)

belogurova_lm@mail.ru

Бондарь Николай Иванович

кандидат исторических наук, профессор Кубанского государственного университета; заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубани ГБНТУ «Кубанский казачий хор» (Краснодар)

slavica1@ rambler.ru

Власова Светлана Юрьевна

старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур, преподаватель кафедры прикладного музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва)

muzykant.vlasova@yandex.ru

Енговатова Маргарита Анатольевна

кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва)

folkgnesin@yandex.ru

Жиганова Светлана Александровна

кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств; ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУ «Кубанский казачий хор» (Краснодар)

svet1ana@land.ru

Иванова (Ивашина) Ольга Владимировна

научный сотрудник Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Москва)

ivashina-o@rambler.ru

Калужникова Татьяна Ивановна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург)

kalugnikova@r66.ru

Клименко Ирина Витальевна

кандидат искусствоведения, заведующая Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению и пропаганде народного музыкального творчества, доцент кафедры музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского (Киев, Украина)

klymenko_iryna@ukr.net

Кондратьева Наталья Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкознания Новосибирской  государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки (Новосибирск)

nmkondratyeva@mail.ru

Редькова Евгения Сергеевна

кандидат искусствоведения, заведующая кабинетом народного музыкального творчества, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)

e_redkova@mail.ru