«В ЗАПОВЕДНЫХ ЛАРЦАХ»
музыкальный фольклор Смоленской и Псковской земли

Как известно, в региональных традициях русского запада и северо-запада ключевую роль играют календарно-обрядовые песни. Они охватывают полный годовой круг праздников, очерчивая периоды и границы крестьянского земледельческого года. Такая мощная календарная основа как бы заслоняет собой всё остальное в традиции, влияет на интонационный строй других жанров.  Музыканты, которые когда-либо прикасались к освоению фольклора этих регионов, как правило, особое внимание уделяли именно календарно-обрядовой музыке. Быть может это закономерно, но  не совсем справедливо. В подлинной крестьянской культуре этих мест – целая россыпь инструментальных и вокальных форм, музыкально-хореографических жанров, живущих и самостоятельно, и в  рамках календаря. Особая грань западнорусской музыкальной традиции – сочетание ансамблевой и сольной культур, как в вокальной, так и в инструментальной области.   Эти места – родина уникальных русских певиц – А.И. Глинкиной, О.Ф. Сергеевой, О.В. Трушиной. А имена знаменитых мастеров игры на музыкальных инструментах даже трудно перечислить. Древнейшая традиция игры на гуслях бытовала в псковских селах, народная скрипка была «хозяйкой» на смоленской свадьбе, пастухи не выходили на пастбища без рожков и дудок, с лирой бродили в здешних местах «калики перехожие», на праздниках и гуляниях не смолкали инструментальные «капеллы»  – гармони, балалайки и «барабан» (бубен). Как личность выдающегося народного певца «пропускает» через себя традицию, что привносит в общий ансамбль, что оставляет только лишь для себя – ответы на эти вопросы актуальны и для современных слушателей и исполнителей. 

Программа «В заповедных ларцах» –  первое публичное выступление фольклорного ансамбля РАМ им. Гнесиных – включает материалы Смоленской и Псковской областей, собранные в фольклорно-этнографических экспедициях разного времени ведущими фольклористами – исследователями. Смысловой акцент в этой программе был сделан на музыкальных текстах местных традиций, не относящихся к календарному жанру, но так или иначе вписанным в годовой календарно-обрядовый круг, сопутствующий ему. Это определило  музыкальное многообразие и контрастность программы, в которую вошли лирические песни (ансамблевые и сольные), инструментальные наигрыши, хороводы, плясовые, свадебные, «небылицы»-камаринские, сказки (как прозаические с музыкальными фрагментами, так и кумулятивные). Музыка, представляющая эмоционально и содержательно полярные полюсы традиции, дает возможность раскрыть глубину и цельность народной культуры, овладеть ее музыкальным языком и достичь осознанного уровня исполнительской свободы.

П Р О Г Р А М М А

название жанр адрес, народные исполнители
Мимо сада, мимо рощи зеленой лирическая  с. Яковлевичи Глинковского р-на Смоленской области Исп. П.О. Цекунова, Д.М. Сидоренко
Скобаря наигрыш на балалайке д. Чурилово, Пустошкинский р-н Псковской области Исп. С. Маркеев
Небылица камаринская, наигрыш на скрипке, балалайке, ложках и пение д. Мавринская Починковского р-на Смоленской области Исп. О.Е. Филиппов и ансамбль скрипачей
Про меж гор я младёшенька лирическая д. Хмара Починковского р-на Смоленской области Исп. В.А. Соленкова, Соленкова, Е.Ф. Долотовская
Сеял мужик пшеницу плясовой наигрыш на дудке д. Хмара Починковского р-на Смоленской области Исп. В.З. Соленков
Василь- Василек на толоках, сольная версия д. Щепуново\ Перелазы Усвятского р-на, Псковской области  Исп. О.Ф. Сергеева
Голова моя болит лирическая, сольная версия д. Нетризово Кардымовского р-на Смоленской области Исп.  О. В. Трушина
У Катюши горя много плясовая д. Ананьино Починковского р-на Смоленской области Исп. В.П. Парфенова, П.С. Глушанкова, Е.Я. Кулешова, М.Т. Зуева, Е.Т. Зуева
Дед и лиса сказка с напевами и наигрышами Усвятский р-н Псковской области
Тай орал мужик наигрыш на скрипке, кумуляти-вная шуточная песня д. Мавринская Починковского р-на Смоленской области Исп. О.Е. Филиппов
В нас у поле долинушка лирическая,«когда лен брали» д. Марьино Глинковского р-на Смоленской области Исп. Н.С. Сидоренкова 1920, Н. Г. Андрианова 1922, Е.Е. Горбунова 1914, А.Г. Илюхина 1919, З.М. Федоренкова 1938, О.И. Трошина 1930,  д. Совкино, 3км, М.М. Степанова 1941,А.Г. Трифоненкова 1937, М.Я. Сотникова 1929, М.Я. Сотникова 1929, Н.В. Попова 1930, д. Совкино
Я малёшенька девчоночка наигрыш на дудке, лирическая песня д. Хмара Починковского р-на Смоленской области Исп. В.З. Соленков
На закате жарко солнце  лирическая,«в сено ходят», «лен гребут» д. Марьино Глинковского р-на Смоленской области Исп. см. № 11
Барыня наигрыш на балалайке д. Бычиха Городокского р-на Витебской области Исп. Иван Ивлев
Кормилец Божухна свадебное причитание, наигрыш  «под язык» д. Щепуново\ Перелазы Усвятского р-на, Псковской области Исп. О.Ф. Сергеева (наигрыш), У.С. Закревская (причет)
 «Застольный» свадебный марш, наигрыш на скрипке Шумячский р-н Смоленской области Исп. Ф.М. Минин
Полно калине свадебная с. Луки Ельнинского р-на Смоленской области Исп. М.А. Журова,1928, Н.К. Вяткина, 1922
На чием это дворе хороводная на свадьбе с. Новоспасское Ельнинского р-на Смоленской области Исп. А.П. Бондарева, Ф.Е. Макаренкова, Н.К. Володина
 «Встречный» свадебный марш, наигрыш на скрипке Шумячский р-н Смоленской области Исп. Ф.М. Минин
Гуси вы гуси свадебная д. Ежевицы Ельнинского р-на Смоленской области Исп. Н.И. Почтарева, 1919, Е.И. К остромова, 1912, А.И. Зуйкова, 1914, М.К. Милюшина, 1903
О, кахи, кахи кумулятивная сказка Починковский р-н Смоленской области Исп. М.М. Грекова
Верябей пиво варил плясовая на святках д. Ананьино Починковского р-на Смоленской области Исп. В.П. Парфенова, П.С. Глушанкова, Е.Я. Кулешова, М.Т. Зуева,Е.Т. Зуева

 

фото с концерта