ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ ХАРЬКОВ

 

ЛАБОРАТОРИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
(фрагменты статьи 1995 года)

М.А. Енговатова

 

Лаборатория народной музыки института (первоначальное название – Кабинет народной музыки) была создана в 1958 году по инициативе заведовавшего в те годы кафедрой истории музыки профессора М.С. Пекелиса. На должность руководителя был приглашен видный фольклорист Владимир Иосифович Харьков, который во многом и определил направление деятельности лаборатории в первые и последующие годы. …

Центром фольклорной деятельности в Москве была консерватория, в которой кабинет народной музыки существовал с конца 30-х годов, организованный одним из ведущих отечественных ученых Климентом Васильевичем Квиткой. В этом кабинете первоначально работал В.И. Харьков, который стал привлекать к участию в экспедициях студентов института Гнесиных. Необходимость руководства работой студентов, хранения, обработки, нотации материалов вызвала потребность организации своей лаборатории в институте им. Гнесиных.

Лаборатория народной музыки скоро стала активно работающим, заметным структурным подразделением института. Во многом это определялось личностью Владимира Иосифовича Харькова – человека, безгранично преданного своему делу, сумевшего увлечь студентов, сплотить вокруг лаборатории творческий коллектив. Первой собственно гнесинской экспедицией стала поездка в 1958 году во Владимирскую область (ее участники: С.Браз, К.Бромлей, Т.Казанская, Л.Кисякова, Л Шишова-Горская, П. Эйдинова, учащаяся гнесинского училища Ж. Кузнецова). В дальнейшем состоялся ряд поездок в области верхней Волги – Калининскую, Ярославскую, Костромскую. У Харькова возникла идея постепенного изучения всего волжского бассейна,  что и осуществлялось в течение всех лет существования лаборатории и продолжается в настоящее время.
Тогда же было начато обследование Кировской области,  переросшее в многолетнее стационарное изучение кировского фольклора, продолжающееся и сегодня под руководством доцента С.Браз. Еще два направления в собирательной деятельности тех лет: изучение русской инструментальной музыки (работа Т. Казанской со смоленскими скрипачами и К. Бромлей с верхневолжскими рожечниками) и целенаправленная запись трудового фольклора (А. Банин, И. Истомин).

Хотя основное внимание лаборатории было направлено на изучение русского фольклора, студенты других национальностей, интерeсовавшиеся творчеством своего народа, находили поддержку в лаборатории. Так, в те годы были организованы поездки для изучения уйгурского (Т. Алибакиева), осетинского (К.Цхурбаева), карачаевского (В. Коркмазов), чувашского (Б.Цимковский,  Н. Красовская), туркменского (Ч.Нурымов) фольклора и др.

В первых экспедициях гнесинцев проявились черты, определившие работу лаборатории в начальный период. Участниками были студенты разных специальностей — музыковеды, композиторы, дирижеры xopa, исполнители-инструменталисты. Их объединял огромный энтузиазм. Традиции, закладываемые этим поколением собирателей, определялись прежде всего уважением к носителям  традиционной культуры, отличной от городской, поисками особых методов «вхождения» в эту культуру, «перевода» на современный язык ее представлений. В лаборатории с самого начала большое внимание уделялось подготовке студентов к полевой работе: перед поездками прорабатывалась литература историко-краеведческого содержания, проводился инструктаж по методике опроса исполнителей и записи текстов, по работе со звукозаписывающей аппаратурой, большое внимание уделялось манере поведения в селе и формам общения с официальными организациями.

Основное внимание студентов В.И. Харьков обращал на запись жанров традиционного крестьянского фольклора. Особое значение он придавал эстетическому критерию при отборе материалов. Многое в этой методике определялось непосредственной направленностью полевой работы на публикацию материалов в сборниках народных песен. Пропаганду сведений о фольклоре Харьков считал одной из основных задач лаборатории. Исследования в то время публиковались оперативно.  Так, материалы владимирской экспедиции 1958 года были изданы небольшим сборником в том же году, материалы красноярской экспедиции 1956 года – через три года. …

Принципиально новый период в работе лаборатории народной музыки наступает с середины шестидесятых годов, когда в 1966 году в ГМПИ им. Гнесиных по инициативе заведующего в то время кафедрой хорового дирижирования профессора А. Юрлова было открыто отделение дирижеров народного хора. Здесь студенты уже непосредственно получали специализацию; тем не менее основная направленность отделения в первые годы его существования на аутентичный фольклор, которую всячески поддерживал и стимулировал Юрлов, способствовала активным и углубленным занятиям студентов и собирательной работой, и обработкой материалов. На этой основе составлялись исполнительские программы, писались дипломные рефераты.

Экспедиции для студентов данного отделения были обязательными, они входили в учебный план, поэтому год от года количество их участников росло. Харьков не считал необходимым подчинять их какому-то единому плану. Да это, вероятно, было и не возможно, так как направленность экспедиционной работы студенотов на их исполнительскую деятельность предъявляла свои требования: разнообразия привозимого материала, его «репертуарности» и т.д. Именно поэтому в рассматриваемый период ведущее место занимают поездки на юг России: в Воронежскую, Калужскую, Липецкую, Орловскую, тамбовскую, Тульскую области, в места казачьих поселений – в Волгорадскую область, на Дон, Кубань. Это объясняется репертуарной направленностью хорового коллектива отделения, руководимого в то время профессором А. В. Рудневой, а также пристрастием Анны Васильевны к южному репертуару, которое вполне понятно, если учесть богатство и разнообразие форм хоровой фактуры в южных песнях. Готовя студентов к будущей работе в определенных областях России (чаще всего в тех местах, из которых они приехали), Харьков считал необходимым посылать их за материалом в родные края, что еще больше расширило географию экспедиций. Так накапливался материал из самых разных регионов: с запада (Псковская, Смоленская области), юга России, с Волги (Астраханская, Горьковская, Куйбышевская области), Урала (Курганская, Оренбургская, Свердловская области).

Такой охват позволял хотя бы в общих чертах представить специфику музыкального фольклора в разных регионах, однако не способствовал углубленной работе на той или другой территории. Отчасти это преодолевалось за счет некоторых многолетних, рассчитанных на далекую перспективу исследований, которые велись отдельными сотрудниками и студентами института. Так, велось изучение кировского (С.Браз) и вологодского (Б.Ефименкова) фольклора. В 1966 году было начато изучение фольклора Ульяновской области, продолжающееся и по сей день (инициатором и первым участником была автор настоящего очерка). Из первых выпусков ДНХ отделения выросло много хороших собирателей, а некоторые стали настоящими исследователями, наример, доцент института М. Медведева, старший преподаватель Л. Куприянова, сотрудники лаборатории Т.Кирюшина, Т. Ананичева и др. Появляется и новый  для лаборатории  жанр публикаций – репертуарные сборники для народных хоров. Пионером в данном  жанре в институте стала С. Браз …